Switch to English
Вход
Инвестиционные предложения
Новости
Аналитика
инвестировать Найти инвестора

Новости

Как стартаперы могут сэкономить на аренде офиса

Как стартаперы могут сэкономить на аренде офиса

×
568

Как стартаперы могут сэкономить на аренде офиса

  • Свести к минимуму затраты на организацию рабочего пространства позволяет использование коворкинг-центров (от анг. co-working — совместная работа, кооперация)

В основном завсегдатаями коворкингов являются ИТ-специалисты, финансисты, дизайнеры и различного рода консалтеры — в этих сферах во время кризиса появилось много фрилансеров, время от времени или постоянно нуждающихся в оснащенном рабочем месте.

 
Аренда рабочего места решает проблему поиска (для стартаперов) или содержания офиса (для уже существующей компании). «Коворкинг можно по праву считать гибким бюджетным решением по организации рабочего места для тех компаний или фрилансеров, которые не хотят или не могут арендовать полноценный офис», — отмечает Дмитрий Козлов, генеральный менеджер Sun One Agency.
 
За что платим
Коворкинг-центры вполне удовлетворяют требования неприхотливых арендаторов к рабочему месту. В базовый пакет услуг офиса входит предоставление письменного стола и кресла, безлимитный доступ к интернету (проводному и беспроводному), возможность пользоваться оргтехникой (компьютер, телефон, факс, принтер и сканер). Стоимость аренды одного рабочего места в киевских центрах составляет около 1000 грн. в месяц.
 
Есть и более экономичные предложения, когда не закрепляется постоянное рабочее место. В таком случае просто есть право работы и нахождения в центре: человек пришел, где увидел свободное место, туда и сел. Стоит это 500 грн. в месяц. Можно приносить свой ноутбук. Помимо этого в распоряжении коворкеров, как правило, кухня с холодильником и микроволновой печью, а иногда и душ. Услуги секретаря, охрана и уборка помещения также входят в арендную плату.
 
В некоторых офисах разрешается без ограничений по времени пользоваться конференц-залом, в других же «порция» этой услуги зависит от купленного пакета. К примеру, в коворкинге на Лукьяновке (на территории бизнес-центра «Форум») есть несколько переговорных комнат. Они вмещают от 4 до 25 человек. Оборудованы эти помещения всем необходимым — от флипчартов до проекторов. Их использование входит в стоимость аренды. Однако интенсивность работы с ними регулируется непосредственно тарифным планом.
 
Ряд центров предлагает своим постоянным клиентам дополнительные услуги (за отдельную плату), к примеру, лизинг автомобилей и субаренду небольших складских площадей (Sun One Agency), а также круглосуточный доступ к рабочему месту (Level1, центр на Лукьяновке). Желающие трудиться уединенно (пространство практически всех коворкинг-центров организовано по принципу open-space) могут арендовать отдельный кабинет. Правда, обойдется такой комфорт как минимум вдвое дороже.
 
Что касается парковки, то, к примеру, в центре на Лукьяновке одно паркоместо стоит более 1000 грн в месяц, поэтому большая часть коворкеров предпочитает парковаться за территорией центра.
Цена абонемента в отечественных коворкинг-центрах составляет в среднем 1000–1300 грн. в месяц и зависит от региона, близости к центру города и пакета предоставляемых услуг. Некоторые центры предлагают дневной абонемент (цена 40–300 грн. за день), что удобно для арендаторов, нуждающихся в рабочем месте время от времени.
 
«Три месяца назад редакция AIN.UA переехала в один из киевских коворкинг-центров, — рассказывает главный редактор Артур Оруджалиев. — И важно, что работают в коворкинге только те, кто связан с ИТ-индустрией. Тут пытаются сформировать коллектив с общими интересами. Соответственно, например, продавца сковородок при всем уважении к нему сюда просто не пустят. Другой немаловажный нюанс: коворкинг — это место для комфортной работы всех его участников. Поэтому тут запрещены громкие беседы по телефону с рабочего места, музыка из колонок, пивные вечеринки и т.п.».
 
Некоторые компании уже можно считать старожилами в коворкингах. Ростислав Брызгунов и Алексей Страшко, WebRiders (студия веб-дизайна, г. Киев), вспоминают: «Скоро год, как мы обосновались в коворкинг-центре. Нам понравилась привлекательная цена и сама идея коворкинга — пришли с ноутбуками, включились в сеть и работаем. Не нужно тратиться на мебель, подключение к интернету, уборку, покупку воды для кулера и прочие атрибуты офиса. Идеально для старта своего дела. Тут же обнаружилось, что в цену аренды входит множество дополнительных удобств в виде митинг-румов, столовой, кондиционеров». Немаловажное преимущество коворкинг-центров — возможность обмениваться заказами и опытом, а также формировать фриланс-команды для масштабных проектов.
 
То ли еще будет
С нескрываемым оптимизмом управляющие коворкингов говорят о высоком спросе на свои услуги. В Киеве активно работают и развиваются четыре коворкинг-центра: Sun One Agency, Status, центр на Голосеевской и центр на Лукьяновке. Они заполнены примерно на 60%. В то же время ввиду 100% загруженности харьковского «Х1» коворкинг-центр был вынужден переехать в более просторное помещение. Львовский Level-1 планирует открыть еще один офис в центральном районе города. Аналогичные центры скоро должны появиться в Донецке и Одессе.
 
Еще дальше пошли крымские предприниматели — в следующем году под Алуштой планируется открытие коворкинг-отеля «Дом Итака». Здесь можно будет снять номер, а в специально отведенной зоне — заниматься работой, проводить деловые встречи. И все это на берегу моря. Многие не задумываясь променяли бы лето в шумном мегаполисе на подобную «рабочую» атмосферу в Крыму.
 
При этом некоторые организаторы коворкинг-комьюнити утверждают, что центр выходит на самоокупаемость лишь при стабильной заполняемости 60–70%. Похвастать подобным показателем популярности могут пока единицы коворкинг-центров. По мнению их управляющих, ситуация, когда отечественный рынок труда все активнее переходит в фазу фриланса, а коворкинг-центры простаивают полупустые, свидетельствует о том, что их услуги недостаточно рекламируются.
 
Многие потенциальные клиенты попросту не знают о подобной альтернативе традиционному офису. «Потенциальных клиентов много, главное — правильно донести информацию о своем центре, сделать так, чтобы о нем знали», — полагает Валерий Быканов, директор коворкинг-центра «Х1».
 
Конечно же, подобный коммунальный формат работы подойдет далеко не всем. Для тех, кто озабочен приватностью бесед с коллегами или встреч с клиентами, лучше снимать изолированную комнату в коворкинг-центре либо отдельный офис.
 
Коворкинг в мировом масштабе
В Европе функционирует более 150 коворкинг-центров. Из них 52% составляют небольшие центры вместимостью до 19 рабочих мест, 75% принадлежит коммерческим организациям. Примерно 87% респондентов отмечают, что коворкеры начали совместные проекты со своими соседями по центру. В Берлине 40% коворкеров — женщины, а возраст большинства коворкеров от 30 до 40 лет, что типично для среднестатистического предпринимателя Европы.
 
Многие центры организованы в индустриальной зоне, в помещениях с более дешевой арендной платой. Обязательное условие в данном случае — интересный дизайн и идейное оформление офиса. Например, в Hub Brussels (Бельгия) организаторы прописали на стене объявления: пароль для гостевого интернета, расписание регулярных мероприятий и пр. В бельгийском коворкинге существует два типа специальных картонных человечков — красный и зеленый. Знак в виде красного человечка на рабочем столе означает «не беспокоить», а зеленый сигнализирует, что коворкер готов пообщаться.
 
В коворкинг-движении, как в регулярном бизнесе, возможен франчайзинг. Имея на сегодняшний день 150 коворкеров в Брюсселе, Hub Brussels озвучил свое намерение, через пару месяцев вырасти до 220–250 человек.
 
В Украине первый коворкинг-центр «Вулик» открылся в Киеве в марте 2008 года, но из-за финансовых проблем был вынужден прекратить свое существование уже через пару месяцев. Сегодня порядка 19 центров сосредоточено в крупных городах Украины.
 

Комментарии

comments powered by Disqus
Вверх

Задать вопрос

×