Цель проведения валютных аукционов – пополнение резервов НБУ. До недавнего времени Нацбанк проводил их ежедневно. Результат выглядел неплохо. Аукционы позволяли покупать валюту с минимальным влиянием на рынок, а курс отсечения был основным индикатором рынка. Принцип аукциона позволял объявить последний не состоявшимся и в таких случаях все волюта, которая предлагалась к реализации попадала на межбанк. Это увеличивало предложение и, укрепляло курс гривны. Беда в том, что НБУ начал отменять аукционы только после того, как ситуация стала критической. До этого он упорно покупал валюту даже когда цена отсечения дошла до 22,69. По словам главы Нацбанка Валерии Гонтаревой с 17 сентября на валютных аукционах регулятор купил 440 млн. долл.
Во вторник НБУ выставил на продажу объемом до 50 млн. долл., но учитывая низкий спрос со стороны уполномоченных банков, объем удовлетворенных заявок составил 5 млн. долл. Курс отсечения заявок составил 23,60 грн. за долл. В среду также провели аукцион по голландской системе продали 13,1 млн. долл. при курсе отсечения не меньше 23,80 грн. за долл. Характерно, что решение относительно провидения аукциона принимались с нарушением регламентного срока (по регламенту НБУ должен объявить аукцион не позднее 12.00 дня проведения).
В свою очередь, оснований для существенных колебаний курса на межбанковском рынке Национальный банк не видит. Счет текущих операций платежного баланса сбалансирован. Сальдо наличных валютных операций населения с банками остается положительным. Учитывая незначительный объем торгов на межбанковском рынке даже незначительные перекосы в спросе и предложении валюты могут вызвать значительные колебания курса. Сейчас Национальный банк внимательно следит за ситуацией на рынке и в случае необходимости готов использовать свои инструменты для сглаживания чрезмерных колебаний на межбанковском рынке.
Учитывая данное заявление, хочется подчеркнуть, что происходит то, что ты прогнозировали ранее для того, что бы постепенно обесценить гривну НБУ не применяет особых действий по ее удержанию, в силу бессмысленности данных действий. И если месяц назад диапазон был 21-23 грн. долл. то после данных колебаний можно предположить новый диапазон, который будет зафиксирован, скорее всего, до весны 2016 года, и он находится в рамках 22-24 грн. за долл.
Один из любимых методов НБУ — ограничение заявок импортеров. Его прелесть в том, что тратить ресурсы вообще не нужно. Это удобно, потому что в случае излишнего спроса на валюту в отдельные дни торгов, чтобы избежать дополнительного давления на курс, НБУ может официально «срезать» несколько крупных заявок импортеров. Серьезный недостаток этого метода – его обратная сила. Спрос со стороны импортеров никуда не девается, рано или поздно НБУ будет вынужден его удовлетворить.
«Нафтогаз» активно влияет на курс. С 12 октября «Нафтогаз» перевел на счета российского «Газпрома» 518 млн. долл. предоплаты за газ. Это могло стать одной из ключевых причин падения гривны.
Расчеты на значительный рост валютной выручки от сельхозпродукции, металлургии и других традиционных экспортных статей украинской экономики не оправдались. И дело не в выборах и в экспортерах. Падение валютных поступлений связано с системными экономическими проблемами: снижением мировых цен на экспортируемые продукты, сужением рынка сбыта (потеря российского рынка). Именно из-за экономических проблем объемы межбанковского валютного рынка продолжают снижаться. С другой стороны — импортеры покупают меньше валюты. Они уже не готовы ввозить товары в прежних масштабах. Причина — катастрофическое падение покупательной способности населения из-за девальвации и роста безработицы и замораживание экономической активности большинства украинских компаний. Налицо — глобальная стагнация фактически во всех отраслях экономики.
Выплаты вкладчикам проблемных банков приводят к увеличению спроса на наличную валюту. Обжегшиеся на банкротстве одного банка люди предпочитает скупать валюту, а не открывать депозит в другом. Вместо того, чтобы стабилизировать курс за счет проведения валютных аукционов по продаже валюты и интервенций, Национальный банк предпочитает частично срезать заявки по покупке валюты и таким образом, формирует отложенный спрос, что отразится на экономике и приведет к новому подорожанию. Механизм сдерживания излишней гривневой денежной массы блокирует развитие реальной экономики и провоцирует процесс дальнейшего обесценения национальной валюты. Присутствие фискальных проблем с возмещением НДС, а также позицию Кабмина в желании переложить проблемы ЖКХ, «Нефтегаза» и коррумпированных не эффективных структур на граждан, тем самым ослабить давление на бюджет. Механизм субсидий с целью распределения бюджетных потоков и видоизменения коррупционных схем приводит к катастрофическому снижению уровня жизни населения из-за девальвации национальной валюты, уничтожения реального сектора экономики через давления на работающий бизнес. Если страна и дальше продолжит двигаться в данном направлении без реальных реформ, то новые курсовые антирекорды — вопрос времени.
Начало недели на межбанковском валютном рынке прошла достаточно интенсивно. Активный спрос на валюту на фоне мизерного предложения привел к росту курса доллара. Нацбанк срезал часть заявок импортеров, но это не выравняло спрос и предложение. Курс ушел вверх. Нацбанк медлил с решением о выходе на рынок, но затем все же вышел с аукционом по продаже валюты по голландскому варианту, анонсировав объем до 5о млн. долл., но реальные объемы продаж валюты НБУ был значительно ниже.
Уже весной НБУ придётся отменить административные меры по удержанию официального курса гривны или напрочь уничтожить бизнес и экономику самой страны. Также сохраняется проблема отложенного спроса. Сегодня объективным курсом гривны по нашим расчётам должен стать диапазон 22,0-23,0 грн. за долл.
Как может развиваться ситуация на протяжении ближайших дней:
20.11.2015 диапазон 23,5-24,3 грн. за доллар;
21.11.2015 диапазон 23,5-24,3 грн. за доллар.
Ситуация на наличном рынке:
20.11.2015 диапазон 24,9-25,7 грн. за доллар;
21.11.2015 диапазон 24,9-25,7 грн. за доллар.