Концессия спасет украинский углепром?

Концессия спасет украинский углепром?

Последние взрывы на шахтах ярко продемонстрировали, что в отечественном углепроме необходимо проводить кардинальные изменения. Бюджетные вливания в шахты уже давно показали свою неэффективность. В ...

На сегодняшний день в Украине насчитывается 209 угольных шахт, из них 167 являются государственными предприятиями и находятся в управлении Минэнергоугля. Но результаты работы государственных и частных угольных предприятий существенно отличаются. Так, по данным Минэнергоугля, в 2010 г. на госшахтах было добыто 38,45 млн. т угля, что всего на 0,2% выше, чем годом ранее. В то же время частные и арендные угледобывающие предприятия увеличили добычу угля почти на 9%, до 36,78 млн. т.

При этом госшахты, в отличие от частных, пользуются рядом преференции: гарантированный рынок сбыта продукции, налоговые льготы, отсрочки платежей в Пенсионный фонд и соцстрах, сниженный тариф на электроэнергию, особые условия на перевозку грузов "Укрзализныцей" и т.д. Кроме того, в текущем году объем бюджетного финансирования углепрома оценивается в 10 млрд. грн., из которых до 7 млрд. грн. пойдут на частичное покрытие затрат на себестоимость угольной продукции, т.е. фактически на выплату зарплат шахтерам.

Именно поэтому о серьезных инвестициях в отрасль говорить не приходится. Но чтобы сохранить существующий уровень добычи угля в Украине, в среднем нужно вкладывать $8-10 в каждую тонну. Однако таких средств ни у государства, ни у шахт просто нет. А инвестиции нужны в срочном порядке – ведь большинство предприятий построено в 60-80-х гг. прошлого века, износ оборудования на них превышает 80%, из-за чего сохраняется низкий уровень безопасности труда, что угрожает жизни шахтеров.

Выводы экспертной комиссии по взрывам на шахтах им.Бажанова и "Краснокутской" свидетельствует о том, что всего лишь искра может стать причиной трагедии. Госгорпромнадзор уже запретила эксплуатацию копров на 62 шахтах Донецкой области. Эта проблема стала сейчас актуальной потому, что многие годы государство ничего не вкладывало и не эффективно занималось привлечением инвестиций.

В такой ситуации, когда приватизация шахт фактически оказалась заблокированной, наиболее быстрым инструментом получить средства для развития угольных госпредприятий может стать концессия. "Как человеку, родившемуся на востоке, мне небезразлична ситуация, сложившаяся в угольной промышленности. К сожалению, в настоящий момент, она выглядит достаточно грустно: шахты закрываются, уровень безопасности труда ниже необходимого, горнякам все труднее зарабатывать себе на жизнь, инвестиций нет, финансирование из госбюджета очень слабое, перспектива приватизации туманна. Требуется максимально быстрое вмешательство в ситуацию. Поэтому единственный способ решения проблемы, на мой взгляд, это передача шахт в концессию", - отметил лидер партии "Зеленые" Александр Прогнимак.

Причем, передача шахт в концессию - единственное решение проблем для перспективных шахт, которые имеют стратегическое значение для государства и не подлежат приватизации. "Концессия сама по себе очень выгодный для государства инструмент. По сути, при концессии государство передает во временное пользование частному капиталу некий национальный объект. А по истечении концессии, государство вместо простаивающего объекта получает эффективно работающий бизнес", - говорит эксперт аудиторской компании Kreston GCG Александр Куксин.

При передаче концессионеру права на эксплуатацию угольного месторождения, на выходе государство получает работающую шахту. Главное преимущество концессии в том, что она, в отличие от аренды, возлагает на концессионера обязательства, выгодные для государства. В результате шахты получают долгосрочные инвестиции в развитие производства, инвестор получает уголь и надежного поставщика угольной продукции, государство получает концессионные платежи, а также сохраняет за собой право собственности на угольные предприятия, которые потом сможет приватизировать по более выгодной цене. За государством также остаются все улучшения, сделанные инвестором. Регион получает рост занятости населения, социальную стабильность и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет. Сотрудники получают стабильную заработную плату и повышение безопасности труда.

В этом году у двух стратегических угольных предприятий - "Ровенькиантрацит" и "Свердловантрацит" - появилась возможность получить инвестиции путем концессии. Так, в апреле Кабмин внес их в "Перечень объектов права государственной собственности, которые могут передаваться в концессию".

Напомним, что оба предприятия уже имели опыт государственно-частного партнерства. Так, "Свердловантрацит" привлек у частного инвестора около 260 млн. грн., а "Ровенькиантрацит" - около 300 млн. грн. Это позволило предприятиям нарастить добычу угля в прошлом году на 10% и 22% соответственно. Кроме того, шахты расписали долгосрочные планы развития с миллиардными инвестициями в производство.

В то же время, на предприятиях просчитали пессимистический сценарий. Если им не дадут возможность привлекать дополнительные частные инвестиции, то шахтам с трудом удастся поддержать достижения 2010 г. по объемам добычи угля, наработанная материальная база постепенно будет ухудшаться, что приведет к падению добычи угля. Убытки каждого предприятия могут достигнуть суммы в миллиард гривен, что нанесет ощутимый удар по местным бюджетам, который существенно зависят от налоговых отчислений градообразующих шахт.

Учитывая, что антрацит - стратегическое сырье для теплоэнергетического комплекса Украины, угроза снижения его добычи должно стимулировать государство использовать возможность сдать угольные предприятия в концессию. Однако, учитывая важность "Ровенькиантрацита" и "Свердловантрацита", условия концессионного конкурса должны быть выписаны очень жестко, а квалификационные требования к участникам должны предусматривать существенный опыт и гарантии того, что уголь будет поступать в первую очередь на украинские ТЭС.

ukranews

Читайте также