Венчуры - особый вид инвесторов, которые совершают рискованные инвестиции в будущее. Будущее, как и деньги, очень неравномерно распределено по планете и местом наибольшей концентрацией будущего является Кремниевая долина. Этот один из самых известных в мире кластеров высоких технологий площадью около 750 квадратных километров, в районе залива Сан-Франциско. Именно тут расположены центральные офисы таких компаний как Google, Facebook, Apple, Adobe, Hewlett Packard, eBay и многих других из списка Fortune-500. В целом в регионе трудятся более 390 тысячи первоклассных специалистов ИТ-сферы. Благодаря инновационной динамике и амбициям участникам кластера в сумме достается около трети всех венчурных капиталовложений, которые осуществляются в США.
Ежегодно здесь, в Маунтин-Вью проходит Silicon Value Open Door (SVOD), грандиозное событие, объединяющее более 600 основателей старапов, 50+ гуру высоких технологий, 300+ топ ангелов и венчурных инвесторов и, 800+ экспертов со всего мира. Кульминацией SVOD является startups battle, по итогам которой эксперты выбирают победителя из 35 команд, прошедших предварительный отбор.
Именно по модели SVOD построена Битва Cтартапов в Украине, организованная инновационной платформой Startup Network. Июньская битва стала 47-й по счету и была поддержана рядом партнеров, среди которых и InVenture Investment Group. Следующим шагом станет континентальная Битва, которая пройдет в Варшаве. Все это делает украинскую предпринимательскую среду ближе к глобальному миру технологий и ее эпицентру, который разработчики и венчурные инвесторы в Украине, так и других странах почтительно именуют просто «Долиной».
Инсайдерской информацией об устройстве Кремниевой Долины поделились представители UVCA - Украинской ассоциации венчурного и частного капитала, недавно вернувшиеся со SVOD. Андрей Колодюк, Ольга Афанасьева, Александр Сорока, Валерий Муратов, Андрей Довженко и Андрей Клименко говорили не только о своем опытом и наблюдениях, но и постарались максимально раскрыть контекст, в котором живет Кремниевая Долина, и где работают венчурные инвестиции. И это, пожалуй, самое ценное для молодых предпринимателей из Украины, которые нацелены на глобальный рынок.
Представляем вашему вниманию ключевые месседжи дискуссии.
Чем примечательна Кремниевая Долина и чего не замечаешь с первого раза?
Андрей Колодюк, Managing Partner AVentures Capital
Долина - это сообщество людей, имеющих общие цели, хоть подчас и конкурирующие между собой.
Внешне Долина выглядит довольно заурядно. Но, только общаясь с ее жителями, ты понимаешь, что тут собрались те, кто реально хотят изменить мир. Заходя в любое кафе, то и дело слышишь разговоры о том как "запилить" стартап, найти клиента, о том какая конверсия, к какому инвестору пойти и так далее. Тут каждый второй либо делает свой стартап, либо инвестирует в него. («Поведенность» на стартапах жителей этой части Калифорнии стала предметов иронии создателей сериала «Silicon Value» - ред.)
Эта плотная концентрация людей, идей, инфраструктуры и капитала притягивает таланты со всего мира. Что очень существенно – это открытая экосистема. Тут прагматически выгодно помогать друг другу и принимать в свой мир новичков. Количество бизнес-мигрантов в Долине составляет порядка 45-50% от всего населения. Это наибольшая концентрация по меркам США.
Андрей Довженко, CEO SMRK VC Fund
Долина – прежде всего в головах. В мозгах, где зреют визии о том, как будет выглядеть мир завтра. И этой способности у них можно и нужно учиться. У нас есть все шансы присоединиться к этому сообществу не только географически, но и на уровне идей и стиля жизни. Как минимум понаблюдайте чем тут люди пытаются выделиться среди прочих: не марка машины, недвижимость или костюм определяют статус, а готовность к изменениям. Бизнес идеи, клиенты, прибыль, доля рынка - только инструменты.
Ольга Афанасьева, Executive Director UVCA
Чем мне примечателен мир Долины, так это решимостью и отсутствием страха ошибиться.
Валерий Муратов, Со-основатель Moneyveo
Приезжая в Пало-Альто вначале ты не видишь денег. Они, безусловно, есть, но их присутствие не бросается в глаза. В этом плане Долина - полный антипод Уолл Стрит и мекка для всех, кто хочет создать новую революционную технологию. Тут до сих пор живет гаражная атмосфера и наверняка еще долго будет жить. Множество людей с утра до вечера что-то кодят, вычисляют...
Александр Сорока, основатель Startup Network
Добавлю то, чего не замечал в прошлые разы: темп жизни, темп работы. Если представить Кремниевую долину солнцем, то мы живем на планете Земле, где 24 часа в сутках и все неспешно двигается. Попадая в Маунтин-Вью или Пало-Альто ты словно оказываешься на Меркурии, где другое измерение времени. Ты должен раньше подниматься, проводить больше встреч, быстрее реагировать на все. Тут можно взлететь со скоростью Меркурия, если ты угадал со своей разработкой, и с такой же скоростью улетают все деньги, если не угадал.
Андрей Колодюк, Managing Partner AVentures Capital
В ведущих акселераторах при наборе новых команд обычно вначале демонстрируют график с «клюшкой» и говорят, что слева от экспоненты те, кто вскоре будет расти 2Х в неделю, ниже – все остальные. «Те, кто может расти 2Х в неделю, а это около 5%, за ними пристально следят. Все кто не дотягивает до этой планки, попросту не интересны акселераторы, несмотря на то, что им уже принадлежат акции компаний». На самом деле речь идет об исключительных случаях, но когда едешь в Долину, то заряжаешься этой скоростью.
Какому стартапу стоит ехать в Долину, а какому нет и что иметь в запасе?
Валерий Муратов
Перефразирую Ричарда Бренсона: бери да езжай. Хотя бы раз это надо увидеть каждому. Зарядиться идей, проверить в себя, увидеть, чем стоит заниматься, а что уже давно пройдено другими. Тем, кто думает, что у нас в Украине сложно создавать стартапы, тоже будет полезно поехать отрезвиться, убедившись, почему стоит запустить свой стартап в Долине. Это вершина мира и остаться там на самом деле очень сложно.
C собою необходимо иметь хотя бы пару тысяч долларов: хватит снять какой-то coliving на неделю.
Ольга Афанасьева
Первый раз можно ехать на любом этапе своего стартапа и даже до его запуска. Второй раз обязательно, когда хватила «звездная болезнь» - поехать и убедиться, что вам есть куда двигаться. Когда вы поднимаете серьезные средства на развитие своего проекта, то рассчитывать поездку нужно на несколько недель, потому что за день-два результата не будет.
Андрей Довженко
Однозначного ответа нет. Если поедете, увидите мир, и увидите себя на карте этого мира. Возможно, познакомитесь с кем-то полезным для вас. А можете и не увидеть ничего, ни с кем не познакомиться. Тогда возникнет ощущение, что все впустую. То есть это обоюдоострая бритва. Хороший проект можно запустить и в Киеве. Менять мир отсюда, конечно, сложнее будет, но это тоже возможно.
Андрей Колодюк
Не боги горшки лепят, а успешные стартапы создаются не только в Долине. Порядка 40 украинских стартапов уже это доказали. Для того чтобы развеять стереотипы собственно, и стоит ехать - чтобы было с чем сравнивать.
По поводу инвестиций: более практично будет, если вы вначале привлечете инвестора здесь. В Украине, который в Долине организует вам нужные встречи с другими инвесторами. Это один из существенных пунктов, которые необходимо уточнять у инвестора: может ли он организовать встречи там, готов ли он сопровождать вас.
Зачем конкретно ехать? Во-первых: посещать тематические конференции, общаться со своими коллегами по вашему направлению. Для чего? Чтобы в живом общении либо подтвердить, либо опровергнуть то, что вы разрабатываете и сэкономить месяцы, а может и годы.
Во-вторых: прочувствовать на себе атмосферу отрытой экосистемы, которой живет Долина, привнести эту культуру сюда, в Украину и дальше развивать свои стартапы, помогая друг другу.
Дилеммы Долины
Александр Сорока
Когда мы были в 500stsrtups , одном из трех крупнейших акселераторов мира, нам говорили, что уже не работают с идеями и даже очень редко с прототипами. Они ориентируются теперь только на рабочие бизнесы, у которых есть клиенты. Почему?
Андрей Клименко
Они решили снизить свои риски. Но есть и другая история. Мы общались с ребятами из акселератора HiCenter в Хайфе, так они наоборот – ищут идеи, набирают под них команды, и из них делают стартапы. То есть, это - обратная модель. А в Долине так получилось, что инвесторы смотрят на проекты, которые имеют клиентов (и денежный оборот – ред.). До этого старапами занимаются «ангелы». Так они распределили сферы влияния.
Валерий Муратов
Общаясь с HR специалистами, мы узнали, что нанять в Долине руководителя отдела маркетинга стоит порядка $300 тыс. в год. А если самому приезжать и строить свой нетворк, то, по их словам, на это уходит порядка трех лет.
Местные ребята говорят, что сложилась традиция: первые продажи в компании, которая выходит на рынок Америки, осуществляются ее основателями или СЕО. Любой наемный менеджер не будет иметь необходимой убедительности. Уже говорилось об открытой экосистеме. Соответственно к новичкам на рынке лучше относятся, выше шансы кого-то себе привлечь в качестве клиента. Если же приходит наемный матерый профессионал, который уже светился в других проектах, то очень часто можно услышать: «нет». Потому основателю стоит ехать «на местность» и тут заниматься продвижением.
Андрей Клименко
Мы сейчас открываем офис в Германии и через несколько месяцев планируем открыться в Штатах. У меня была иллюзия, что я найду кого-то классного там. А сам буду только деньги собирать. В моем случае, это точно не работает.
Стартапам нужно «пушить» своей энергией рынок: вставлять ногу в дверь, которую перед Вами пытаются закрыть, улыбаться, вести в театр, платить за обеды в ресторанах, дарить подарки и так далее. Описать основные процедуры и бизнес-процессы в старапе очень сложно, но это имеет смысл. В таких кластерах как Долина, мы конкурируем с самыми крутыми специалистами, которые по десять лет работали в Google, пять лет – в Facebook. Они знают всех топов Miсrosort, Twitter, Uber и каждый день общаются с ними. У них культура совсем другая. Таким образом: точно надо ехать самому, создавать свой нетворкинг, углубляться в него, а потом – искать других людей и постепенно подключать их.
Андрей Колодюк
Тут Александр Сорока упоминал «один стартап», который привлек инвестиции и нанял «двоих за триста», этот не названный стартап «Pet Cube». Эти ребята сначала все делали сами, но потом для того чтобы расти по экспоненте они наняли людей в команду и их рост сегодня приближается к этой самой «клюшечке». Могли бы они этого достичь сами? Я думаю, что не могли бы. Не хватило бы времени, компетенций и так далее. Потому можем сказать, что они взяли правильных людей в правильное время. Им повезло в этом плане.
Андрей Довженко
Совет тем, кто хочет выйти на рынок США и закрепиться там: пробуйте подаваться на Y Combinator. Если не получается, то как уже прозвучало: «не Кремниевой долиною единою». Мы здесь, в Украине создаем атмосферу, сами здесь можем объединяться. Создавать ту модель, по которой работают в Калифорнии. Да это супер-лига. Но есть же и другие лиги, и в них тоже можно себе чувствовать хорошо. Потому если не получается там, стоит делать здесь и не задаваться.
SVOD: чем измерить успех?
Александр Сорока
CardioLyse, победитель одесской битвы стартапов выиграл у нас весенний финал, потом выиграл конкурс, организованный UVCA и поехал сражаться на SVOD, но не получил призовых мест. Почему?
Андрей Колодюк
Потому, что там презентовались 35 лучших стартапов со всего мира и жури, (в котором был и я) выбрало лучшего. Но CardioLyse все-таки выиграл в том плане, что после питчинга они нашли партнеров из числа международных корпораций. Вот это ключевое – они получили возможность нетворка и с партнерами, и с инвесторами.
Валерий Муратов
Согласен с Андреем, потому что в чем выигрыш: в дипломчике на стену или в прямом доступе к инвестору. А место по большому счету никого не волнует.
Ольга Афанасьева
Думаю, только через несколько месяцев будет видно. Кто выиграл, а кто нет по инвестициям, которые они привлекут.
Андрей Довженко
Основатель компании Palo Alto Networks заметил: культура компании – это самое главное, что я создал. Привлечь инвестицию – это только первый шаг, важно в долгосрочной перспективе показать ценность, которая сможет удержать клиента.
Андрей Клименко
Что важно в случае участия в SVOD - отодвигается планка горизонта, когда можешь сравнивать себя с лучшими и оценивать на себе их ритм, качество и новизну разработок. Ну и, конечно – это мощнейший пиар.