Крутые горки

Крутые горки

Единственный в Украине производитель аттракционов делает карусели и американские горки по собственным технологиям. Но его доход пока не превышает $0,5 млн. в год

В кабинете главного бухгалтера завода «Аналог» на самом заметном месте на стене красуется карта мира. На ней разноцветными кнопками отмечены города, в которых установлены аттракционы винницкого производства. География продаж — больше ста городов от российской Находки до ангольской Луанды.

Родом из Центра

Собственник завода, он же и мозговой центр предприятия — инженер-механик Валентин Архипов. «Изобретатель до мозга костей», — отзываются о нем сотрудники. 52-летний Архипов — выходец из поколения советских предпринимателей. В конце 80-х он возглавлял винницкий Центр научно-технического творчества молодежи. Сергей Тигипко подобной молодежной организацией руководил в Днепропетровске. В 1989 году Архипов вошел в группу молодежи, которая по распоряжению Михаила Горбачева была отправлена на учебу в Германию, а затем в США. Пока Архипов за рубежом осваивал принципы ведения бизнеса в условиях свободного рынка, в его родном городе строился завод «Аналог». О том, как появилось это предприятие, в Виннице ходят несколько легенд. Согласно первой, на заводе с импортными западными станками должны были производить детали для оборудования, купленного на Западе. По второй версии предприятие создавалось для производства аналогов западной бытовой техники. Однако до середины 90-х, пока его владельцами не стала группа молодых инженеров во главе с Валентином Архиповым, главной продукцией «Аналога» были телефонные аппараты и теплосчетчики.
Вернувшись из зарубежной стажировки, Валентин Архипов стал активно привлекать партнеров для реализации изобретательских проектов Центра НТТМ. Так, например, с польской фирмой Amber был налажен выпуск стиральных машин «Малютка». По количеству проектов и объему выполненных работ винницкий Центр НТТМ вышел на второе место в СССР. В подчинении 27-летнего Архипова было 17 отделов, 960 штатных сотрудников и около шести тысяч внештатных. Собственно, именно тогда собрался основной интеллектуальный костяк «Аналога».

Центр, связанный со многими предприятиями на всей территории Союза, не пережил независимости. Команда инженеров, оставшись не у дел, пробовала себя в бизнесе. Сам Архипов в то время нашел партнера Александра Стеца и занялся производством майонеза. Сегодня его бывший партнер — владелец крупной в регионе продовольственной компании «Авис».

В 1997 году предприниматель узнал, что завод «Аналог» выставлен на продажу, а уникальное оборудование вот-вот будет отправлено на металлолом. Тогда Архипов собрал старую команду, все свои средства и взялся выкупать предприятие. Но оказалось, что имущество «Аналога» арестовано за долги — последние четыре года завод был убыточным. Для того чтобы повторно выкупить у государства станки, пришлось привлекать инвесторов. Так владельцем 30% предприятия стал давний российский приятель Архипова, имени которого он не называет.

Горки по-украински

В первые годы под руководством Валентина Архипова завод начал выпускать приборы точной механики для производителей подшипников INA, сельхозтехники Klaas. Среди заказчиков был даже Volkswagen. Тем не менее количество заказов не приносило прибыли, которая могла бы прокормить 400 сотрудников. На универсальном оборудовании предприятия можно производить что-то уникальное — решил однажды инженер Архипов. Первое, что пришло на ум, были американские горки. На территории СНГ тогда работал всего один производитель аттракционов — завод «Мир» под Москвой.

Предприниматель загорелся идеей стать производителем аттракционов и предложил россиянам $70 тыс. за техническую документацию плюс 50% от каждой проданной горки. Но те над ним только посмеялись. Отказав, будущие конкуренты сделали одну серьезную ошибку — провели для Архипова экскурсию по заводу. «Когда я увидел, на каком оборудовании они делают аттракционы, то понял: мы точно справимся с этой задачей», — рассказывает он.

Через полгода виннитчане уже тестировали американские горки собственного производства. Украинские инженеры самостоятельно провели физико-математические расчеты и, собрав аттракцион на территории предприятия, стали первыми его пассажирами-испытателями. Та первая американская горка, созданная на «Аналоге», десять лет исправно проработала в Киеве в Гидропарке.

Если американские горки российского производства обходились заказчику в $750 тыс. плюс 18% от суммы за установку, то винницкий завод предлагал свой аттракцион за $180 тыс. «Себестоимость — $150 тыс., $30 тыс. составляла прибыль», — рассказывает Валентин Архипов. Сейчас этот аттракцион стоит $410 тыс. Прибыль завода варьируется от 20-30% в зависимости от срочности заказа. Юрий Венгринюк, директор центрального парка Черновцов, на территории которого работает четыре винницких аттракциона, подтверждает, что продукция предприятия самая доступная на просторах СНГ. Конкурентов в Украине у завода нет. Российский «Мир», по словам Архипова, уже несколько лет не выпускает американские горки, поскольку переориентировался на производство сложных конструкций для аэрокосмической отрасли.

В ассортименте «Аналога» — сорок различных аттракционов. Часть из них создана и запатентована инженерами завода. Среди уникальных каруселей, например, «Стелла-Магнетик 2 в 1». Это одновременно карусель на 24 места и башня падения еще на 12 мест. Ноу-хау «Стеллы-Магнетик» — система торможения.

Сын Архипова Алексей — физик по образованию и один из директоров предприятия — планирует развивать дело отца не только за счет производства аттракционов, но и за счет их эксплуатации. «Так мы имеем 20-30% от стоимости, а наши клиенты за пару лет окупают затраты и на протяжении последующих 25 лет получают прибыль», — поясняет он. Архипов-младший активно ищет партнеров среди мэров городов-миллионников. Условия такие: колесо обозрения, башню обзора «Виста» и аттракцион «Стелла-Магнетик» (самые популярные и прибыльные модели) владельцы завода готовы установить за свой счет, от города требуется только несколько соток земли в парке. 50% выручки передается в городскую казну. В прошлом году на этих условиях «Аналогу» удалось договориться с руководством Киевского центрального парка культуры и отдыха и установить «Стелла-Магнетик» у арки Дружбы народов. Но все оказалось не так просто — за «разрешение» в правоохранительных органах потребовали $50 тыс. Виннитчане платить отказались. Аттракцион, простоявший четыре месяца в Киеве, пришлось демонтировать и отвезти обратно в Винницу. Валентина Кечина, президент Ассоциации работников парков Украины, возмущается: «Чиновники сами не способны создать стратегию развития городских скверов и директорам не дают. В этом году уже треть директоров поменяли. На их место пришли люди без какого-либо опыта в этой сфере». Она убеждена: предложение завода выгодное, потому что не требует никаких инвестиций со стороны парков. Но даже в родной Виннице к предложению владельцев «Аналога» городские власти остались равнодушными.

Проверка на прочность

Архипов уверяет, что на внутренний рынок уже давно не надеется. «Здесь остается лишь 15% продукции», — говорит он. Страны-заказчики — Россия, Болгария, Беларусь, Чехия, Польша, Дагестан и другие. В коридорах предприятия красуются яркие плакаты аттракционов на разных языках мира. На одном из них — башня «Стелла-Магнетик» с длинной очередью. Это реклама польского парка в городе Хожува. Есть договоренность и с мэрией польского Вроцлава — в 2013 году там будет установлен винницкий аттракцион. Этим летом на 34-м этаже здания Министерства транспорта Грузии появится колесо обозрения, аналог «Лондонского глаза». Реализуют этот проект винницкие инженеры. Стоимость проекта $1 млн. Завод получит не менее $250 тыс. прибыли. Как удается находить таких заказчиков? «На ежегодных узкоспециализированных выставках — европейской ЕAS и российской РАППА (Российской ассоциации парков и производителей аттракционов)», — рассказывает Алексей Архипов. В 2009 году только благодаря одной выставке предприятие получило шесть заказчиков, обеспечив себя работой на год вперед.

«Если бы за колесо обозрения для грузинского правительства взялась любая европейская компания, это стоило бы минимум в пять раз дороже, и заказ выполнялся бы не менее шести лет», — поясняет Алексей. У «Аналога» на реализацию проекта уходит 254 дня. За 12 лет на заводе было произведено свыше 20 горок. Для того чтобы создать эллипсовидные кабинки не хуже, чем у всемирно известного аттракциона, украинским инженерам пришлось разработать собственную технологию. «Ни один станок в Украине не может осуществить такие изгибы металла, — гордится Архипов-старший. Правда, когда производство части деталей он попытался заказать на других украинских предприятиях, то был шокирован. «Если в Европе один килограмм готового металлического изделия обходится в $7-9, то на украинских предприятиях — $20. Выгоднее размещать заказы в Чехии и Германии», — негодует инженер.

В одном из цехов завода идет строительство плавательного судна «Сармат 470» по собственной технологии. Экспериментальный образец заядлый моряк Архипов, сконструировавший свое первое судно еще во время работы в Центре НТТМ, строит для себя. Но дальновидно уже оценил рынок прогулочных катеров и плавательных средств. «Все плавсредства на Черном море, которые используются в сезон, в лучшем случае производства 70-х годов. Прогулочные катера не просто морально устарели, но и опасны для жизни, уверяет он. — Мы подсчитали, что способны производить прогулочные катера на 20 пассажирских мест в три раза дешевле рыночной стоимости».

Формула успеха «Аналога» выглядит так: уникальные конструкторские решения, 15-20 грн. за трудовой час работника завода, 30% наценки сверх всех затрат. Валентин Архипов плохо помнит, в каком году и сколько заработал. Зато каждую карусель может подробно описать на языке формул и чертежей. Валовой доход винницкого предприятия в последние годы не превышает $500 тыс. «Я плохой бизнесмен. Я просто инженер и люблю свое дело», — признается он. Архипов жалеет лишь о том, что 90% его времени уходит на общение с налоговыми органами.  

Инвест Газета

Читайте также