В свое время я ездила по селам и покупала различные продукты, будь то молоко, яйца или мясо. Однажды в который раз приехав к своему продавцу, ненароком заглянула в хлев и ужаснулась, увидев в каких антисанитарных условиях женщина доила корову», — вспоминает киевлянка Надежда Корват, которая полтора года назад перешла на органическую продукцию. Впечатления после увиденного у моей собеседницы остались не из лучших. Именно поэтому она твердо решила запустить собственное производство и открыла ферму «Гармония», специализирующуюся на производстве органической продукции. Если сначала эта затея рассматривалась как эксперимент, то сейчас небольшое натуральное хозяйство постепенно перерастает в полноценный бизнес.
Открытие органического производства в нашей стране — долгосрочная инвестиция, а с учетом формирования украинского рынка и специфики производства каждого продукта питания, окупаемость может варьироваться от двух до 10 лет. И не факт, что модный ныне за рубежом тренд сможет перерасти в доходный бизнес в Украине.
Натуральное хозяйство
По словам Надежды Корват, на создание небольшой фермы в Киевской области было потрачено около 100 тыс. грн. и, по ее расчетам, через два года рентабельность производства должна составить 20%. Судя по тому, что за год работы агропредприятию уже удалось выйти в ноль и постепенно зарабатывать, это вполне реальные цифры. Самой рентабельной продукцией в небольших органических фермах считается коровье и козье молоко. Ферма «Гармония» сейчас держит три коровы, общий надой которых в пиковый период лактации может достигать 2,5-2,7 тыс. литров молока в месяц. При этом розничная его цена варьируется от 15 до 20 грн. за литр (для сравнения: стоимость «обычного» молока в магазине зачастую не превышает 10 грн.).
Производством наиболее популярной здоровой продукции среди украинцев — органического молока — занимаются не многие фермерские хозяйства, причем сертифицированного органического молока — пока лишь одно. В ноябре 2010 года на рынке органических продуктов появилось молоко предприятия «ЭтноПродукт», на котором с того времени компании удалось заработать около 240 тыс. грн. «На самом деле это очень маленький показатель. Планы были продать молока как минимум в четыре раза больше», — рассказывает начальник маркетинговой службы группы аграрных компаний «ЭтноПродукт» Наталья Нечипорчук. В компании такой низкий показатель продаж связывают с переходным периодом на органическое производство, с которым сталкивается каждое предприятие, намеревающееся переходить на органику. В молочной промышленности этот показатель может достигать пяти лет.
Если говорить о затратах, которые несет производитель в органическом животноводстве, то помимо расходов на выращивание или закупку кормов, модернизацию производства, отдельной статьей выступает процедура сертификации. По данным компании «Органик стандарт» — первого украинского сертификационного органа, осуществляющего инспекцию и сертификацию органического производства, стоимость сертификации может варьироваться от 2,4 до 25 тыс. грн. в зависимости от объемов производства и вида продукции. В идеале органическое производство должно быть сертифицировано согласно европейским, американским или японским стандартам. Наличие этого документа гарантирует качество выпускаемой продукции. Однако пока на всей территории Украины сертифицировано менее 80 предприятий, выпускающих различную органическую продукцию. Среди крупных по украинским меркам игроков значатся производители сертифицированных органических круп, муки, меда, соков, сиропов и другой продукции.
Не более 80 украинских предприятий, которые производят органическую продукцию, прошли сертификацию
Трудности продаж
По сравнению с Европой, где небольшие хозяйства составляют львиную долю продаж органической продукции и работают как с небольшими магазинами, так и крупными ритейлерами, в Украине пока нет единого пула производителей органики, а сами предприниматели порой даже не знают, как правильно подать свою продукцию. В нашей стране на сегодняшний день не так много специализированных магазинов, продающих органическую продукцию, а крупные торговые сети только начинают интересоваться «здоровым» товаром. Среди тех, кто торгует органической продукцией в Украине, известны такие магазины, как Natur Boutique, Delight, Glosssary и ряд интернет-магазинов.
Для того чтобы выпускать и продавать органику, нужно иметь четкое представление, как это делать. По словам Натальи Нечипорчук, самое главное — выдержать жесткие условия поставки товара в магазины. «Необходимо оформить всю необходимую разрешительную документацию, чтобы поставка товара была легальной. Пока реалии украинского органического рынка таковы, что предприниматели не знают, какие документы им нужно получить и к кому обращаться по этому поводу», — говорит начальник маркетинговой службы группы аграрных компаний «ЭтноПродукт». В законодательстве даже нет такого понятия, как «органическая продукция», а самое главное — это то, что органический продукт отсутствует в товароведческой классификации. Не совсем согласен с такой позицией Евгений Милованов, председатель правления Федерации органического движения Украины, который приводит в пример нормы, стандарты и регулирование, которые существуют в Европейском союзе, то есть в тех странах, которые «заразили» всех желанием употреблять здоровую пищу, и утверждает, что необходимо следовать именно им.
В последнее время крупные ритейлеры начали формировать предложение экологически чистых продуктов, правда, в основном импортных. Все больше места выделяют под органику в таких сетях, как «Сильпо», Metro и «Мегамаркет». По словам менеджера по овощам и фруктам продуктовой сети «Мегамаркет» Артема Крищенко, когда сеть начинала торговать органической продукцией, спроса почти не было, потому что потребители практически не знали об этой продукции. «Начинали с 0,2%-ной доли органической продукции, сегодня она составляет 1,3% в общей доле продаж группы», — говорит он. Сейчас в месяц «Мегамаркет» продает 300-400 кг органической продукции, в основном импортируемой из Израиля, Голландии и Испании. В Европе рост потребления органических продуктов составляет 8-11% в год, а доля органики во всей произведенной сельскохозяйственной продукции составляет около 5%. «У нас же доля продаж органики в общей доле продаж с/х продукции в Украине составляет меньше одного процента», — сетует Евгений Милованов. Причины этого, по его мнению, кроются, во-первых, в недостаточно высокой осведомленности населения о том, что подобные продукты вообще существуют. Во-вторых, пока очень мало предприятий занимаются переработкой и предлагают потребителю готовый продукт.
Тем не менее потребители проявляют здоровый интерес к экологически чистой продукции. По словам г-на Милованова, рынок украинской органики растет из года в год. На сегодня эксперты оценивают отечественный рынок в $3,4 млн. Драйвером его роста может стать хороший спрос на здоровую пищу, который подтолкнет отечественных производителей продукции сельского хозяйства на переориентацию на органику. Благо для этого у Украины есть все возможности. Так, земельный банк сертифицированных под органику земель в нашей стране составляет
270 тыс. гектаров, и по этому показателю мы занимаем 21-е место в Европе. Из Украины много сертифицированного сырья идет на экспорт, в страны Европы, где производство органических продуктов питания поставлено отлично, а земельных ресурсов недостаточно.
Сейчас в мире насчитывается 1,8 млн. производителей органической продукции
Цена «здорового» питания
Если говорить о цене на органическую продукцию, то она выше той, которая представлена на полках магазинов, как правило, на 30-50%, говорит руководитель консультационного департамента Ассоциации «Биолан» Светлана Горбань. Между тем пока органическая еда, несмотря на «раскрученный» тренд о здоровом способе жизни, не пользуется массовым спросом. Причем об этом говорят сами продавцы. В одном из флагманов отечественного рынка органической продукции — магазине Natur Boutique — рассказали, что продажи в этом году сократились, при этом добавили, что органика, которая есть в наличии в магазине, не намного дороже, чем другая продукция. Средний чек в Natur Boutique составляет 250-300 грн. «Такая тенденция связана с низкой платежеспособностью населения», — объясняет начальник отдела закупок торговой сети Natur Boutique Лилия Савелий. Кроме органических продуктов питания, доля которых в магазине составляет 30%, Natur Boutique торгует органической косметикой и биоразлагаемыми средствами. В целом эти два сегмента импортируются, так как собственных производств, которые бы выпускали органическую косметику и бытовую химию, в нашей стране нет.
Несмотря на закон об органическом производстве, который был принят ВР в конце прошлой недели, и государственную целевую программу украинского села до 2015 года, согласно которой планируется увеличить показатель выращивания органических культур до 10%, пока платежеспособность населения не увеличится, позитивных сдвигов в развитии украинского рынка органики ждать не приходится.
Зарубежный опыт
Рынок органических продуктов питания Германии составляет 5 млрд. евро в год, а объем сертифицированных под органику земель насчитывает 1 млн. гектаров. В странах Западной Европы доля органики в сегменте продуктов питания составляет 3-6%. В нашей стране органика занимает меньше 1% в общей доле продаж сельскохозяйственной продукции. В Европе, США и Японии органическое движение активно развивается на протяжении уже более 30 лет, а Украина только начинает продвигаться в этом направлении