Кто и сколько зарабатывает на украинском мусоре?

Кто и сколько зарабатывает на украинском мусоре?

Отечественные «короли» мусорного бизнеса сетуют на убыточность своего дела. При этом потенциал украинского рынка твердых отходов оценивается в 1 млрд. евро

Семь лет назад английский банкир Джейсон Мор просматривал свою зарплатную ведомость за год. Вспоминая время, проведенное в инвестиционном банке NM Rothschild, и работу, «разрушающую душу», он вдруг решил заняться другим делом и проститься с 250 тыс. фунтов в год. Следуя огромному желанию заняться собственным бизнесом, 38-летний Мор открыл компанию AnyJunk, специализирующуюся на вывозе и переработке мусора. Сейчас оборот его детища составляет 4,5 млн. фунтов ($7,2 млн.).

В это же время в Украине бизнес на мусоре основывали отечественные предприниматели. Но похвастаться подобными Мору финансовыми успехами они пока не могут. Наоборот, даже сетуют на убыточность дела. На что рассчитывают крупные игроки в дальнейшем, если законодательство в этом направлении не работает, а средняя рентабельность по предприятиям не превышает 5%?

Ода мусору Основываясь на желании построить европейский аналог, в 2004 году на украинском рынке твердых бытовых отходов появилась первая частная компания «Эко-Авто». До этого «всеукраинским мусором» заведовало государство. Год спустя компания запустила бренд «ГринКо», который на сегодняшний день является крупнейшим игроком на данном рынке. По словам первого заместителя председателя правления «ГринКо» Елены Биланчук, инвестиции в бизнес составили более 20 млн. грн., основными статьями расходов были закупка спецавтомобилей и контейнеров. Компания начинала с одного предприятия, которое занималось только логистикой, а сегодня в холдинге насчитывается уже восемь предприятий в восьми городах Украины, а также сортировочный центр, вспоминает Биланчук. 

До 2008 года в Киеве насчитывалось уже около 20 компаний, занимавшихся перевозкой мусора. В это время столичные власти решают провести негласный передел рынка. Одним из новых критериев работы мусороперевозчиков стало желание властей закрепить за одним районом не более двух специализированных компаний. К тому же, если раньше перевозчика выбирала непосредственно районная администрация, то теперь ежегодные конкурсы осуществляет исключительно столичная городская администрация. Кроме того, мусоровозам без GPS-навигации запретили выво­зить отходы. Все это привело к тому, что многие компании просто-напросто были вынуждены уйти с рынка.

При этом он все равно остается привлекательным. В 2008 году отечественный рынок ТБО пополнился еще одним крупным игроком — в Украине открыла офис немецкая группа компаний REMONDIS. По словам генерального директора компании «РЕМОНДИС Украина» Штефана Крессе, выход на украинский рынок являлся стратегией расширения бизнеса на восток. Таким образом, следующей после Польши стала Украина. В 2010-м «РЕМОНДИС Украина» приобрела 61%-ную долю участия в уставном фонде компании «Селтик», которая до этого входила в пятерку крупнейших игроков столичного рынка твердых бытовых отходов.

Еще один крупный иностранный игрок на киевском рынке ТБО — французская транснациональная группа Veolia Environmental Group, которая владеет дочерними компаниями «Альтфатер» в Киеве, Тернополе, Черновцах и Крыму. Также на рынке представлены такие компании, как «Днипроэнерготранс», «Володар-Роз», «Спецкоммунтехника», «Крамар-Вторресурсы», «Экосервис групп» и «Металлист». Не стоит забывать и о государственном предприятии «Киевспецтранс», которое в свое время контролировало около 30% столичного рынка и до появления иностранных компаний занимало на нем лидирующие позиции.

Немалое количество компаний, работающих на столичном рынке мусора, говорит о том, что в этом городе есть за что побороться. В среднем каждый год Киев генерирует 5 млн. тонн отходов, а объем рынка бытовых отходов в столице оценивается в $27 млн. В целом украинский рынок ТБО при нынешних тарифах оценивается в $275 млн.

Организовать бизнес по вывозу мусора — дело не из сложных. Другое дело — построить завод по его переработке. По словам участников рынка, основное вложение в бизнесе по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) — покупка мусоровозов и контейнеров. Стоимость одного нового специализированного автомобиля варьируется от $125 тыс. до $600 тыс. — все зависит от «наворотов» техники. Мусоровоз, который уже был в эксплуатации, стоит дешевле. Игроки рынка советуют начинать работу с покупки нескольких единиц такой техники, это позволит увеличить прибыль компании уже на первых порах. Срок окупаемости одного нового мусоровоза при условии стабильной работы по экономически обоснованной тарифной ставке и при заключении долгосрочных контрактов составляет 1-1,5 года. Основные же трудности новой компании лежат в плоскости получения лицензии на вывоз мусора и поиска новых клиентов.

Собирай, сортируй, продавай Еще во времена СССР в Украине планировалось построить пять мусоросжигательных заводов (МСЗ) — в Киеве, Харькове, Севастополе, Днепропетровске и Донецке. В Донецке завод так и не был построен, в Харькове и Севастополе в настоящее время предприятия остановлены, в Днепропетровске завод находится в стадии реконструкции. Единственное работающее предприятие — киевский завод «Энергия», который, по словам экспертов, не загружен полностью, поскольку перевозчики отказываются везти туда отходы. Причина тому — тарифы, превышающие стоимость вывоза на полигон.

Не особо спешат строить новые мусоросжигательные заводы и в наше время. Хотя заявлений было достаточно много. «В условиях нынешней тарифной политики и рамочных условий строительство мусоросжигательных заводов в Украине в ближайшие годы возможно только за счет средств государственного бюджета», — считает Штефан Крессе. При этом, по его словам, компания готова делать больше, чем просто вывозить ТБО, и инвестировать в «глубокую переработку» при благоприятных условиях.

В «ГринКо» в свое время также рассматривали возможность постройки мусоросжигательного завода, однако, подсчитав все за и против, быстро отказались от этой затеи. «Для того чтобы мусоросжигательный завод работал эффективно, стоимость услуги по сжиганию мусора должна составлять приблизительно 70 евро за тонну», — говорит Елена Биланчук. Сегодня этот показатель намного ниже — 127 грн. (11 евро) за тонну. При этом положительная рентабельность мусоросжигательных производств может быть достигнута при себестоимости утилизации, составляющей около 450 грн./тонна. В данный момент это неподъемная сумма для населения, на плечи которого ложится поддержание местности в чистоте.

Поскольку рынок коммерческих отходов практически уже поделен, единственным источником его роста является работа с вторичными ресурсами, а именно — их выделение из бытовых отходов. Но проблема в том, что около 95% всех перевозчиков — это небольшие компании, которые не готовы вкладывать деньги в новые технологии и развивать раздельный сбор мусора. Хотя некоторые компании инвестируют в создание сортировочных станций, позволяющих работать в прибыль. Эти станции дают возможность выделить из смешанного мусора 50-70% потенциально необходимых вторресурсов. Но пока в Украине с этим сложности. По словам Елены Биланчук, в 2010 году компании удалось достичь рекордного разделения отходов — почти 20% от общего объема, а в 2011-м планируется увеличить долю раздельного сбора до 30%.

Мусорное будущее «Мусорный» бизнес достаточно регулируемый законодательством Украины и не позволяет, к сожалению, сегодня работать в нормальных инвестиционных условиях», — сетует Елена Биланчук. По ее словам, законодательством определено, что рентабельность предприятия, которое оказывает населению услуги по вывозу мусора, не должна превышать 12%. При этом в «ГринКо» говорят, что работают и вовсе при 4%-ной рентабельности. «Реальная рентабельность предприятий, как правило, намного ниже, поскольку действующая методика тарифообразования не охватывает все статьи затрат предприятий-перевозчиков», — утверждает, в свою очередь, Штефан Крессе. Если в советские времена самым хорошим показателем возврата платежей по вывозу мусора считались 95%, то сегодня в Украине в среднем платежи составляют в лучшем случае 75-80%, резюмирует первый заместитель председателя правления компании «ГринКо». Только за пять месяцев 2011 года долги населения за вывоз мусора выросли на 20,4%.

В целом же мусороперерабатывающий бизнес может быть очень привлекательным. К примеру, в странах ЕС цена одной тонны вторичного пластика, «выловленного» из мусора, превышает 1 тыс. евро. Это еще раз подтверждает правильность курса в сторону сортировки отходов. Но опять же, в нынешних реалиях реализация докризисных планов крупных игроков движется с большим скрипом. Виной тому, в частности, большая закредитованность компаний. Неофициально в «ГринКо» говорят, что продолжать работу на украинском рынке компания может только за счет наращивания кредиторских обязательств. В этой связи участники рынка сворачивают инвестиционные проекты и откладывают в долгий ящик стратегию экспансии в регионы.

 Инвестгазета

Читайте также

ЕК рассматривает возможность сокращения фонда оборонных закупок для Украины

ЕК рассматривает возможность сокращения фонда оборонных закупок для Украины

19.04.23
1370
Украина получит дополнительные €111 млн от Министерства развития Германии

Украина получит дополнительные €111 млн от Министерства развития Германии

19.04.23
1370
Новый владелец порта Усть-Дунайск построит новые подъезды к нему и планирует инвестиции в перевалку

Новый владелец порта Усть-Дунайск построит новые подъезды к нему и планирует инвестиции в перевалку

20.04.23
1370