Кто заработает на украинской меди

Кто заработает на украинской меди

В украинских медных рудниках «зарыто» более $200 млрд. Кому достанется право их «откопать»?

 Кто бы мог подумать, что за последние годы цена на медь побьет все прогнозируемые рекорды. Ведь еще в недалеком прошлом этот металл и «гроша медного не стоил». Нынешняя ситуация на крупнейших товарных площадках мира говорит о том, что цена на медь практически каждый день обновляет исторический максимум. По состоянию на 3 февраля, стоимость меди на Лондонской бирже металлов достигла отметки в $10 тыс. за тонну. Только в 2010 году она выросла в цене более чем на 30%. По мнению главы отдела мировых рынков Standard Chartered Стэнли Тамела, цена металла может подняться до $12 тыс. за тонну в ближайшие два года. 

Ввиду повышения стоимости меди и заметного уменьшения мировых запасов потенциальные инвесторы начали серьезно зондировать рынок в поисках медных месторождений с большим потенциалом. В данном случае Украине есть что предложить. 

 

Медная жила

На международной арене в добыче медной руды сегодня доминирует Латинская Америка, которая обеспечивает более 40% потребностей мировой экономики в этом металле. В частности Чили добывает примерно треть общемирового объема медной руды. Далее следуют Перу, США, Австралия, Индонезия, Россия, Казахстан и Польша. 

Что касается Украины, то о залежах медной руды на территории нашей страны известно давно. Еще в XIX веке она была найдена на територии нынешних Ривненской и Житомирской областей. «Это так называемая самородная медь, которую совместно с украинскими коллегами изучали еще польские геологи. В силу типа своей рудной формации она является наиболее интересной для промышленной разработки и очень схожа с американским месторождением в районе Мичиганского озера», — комментирует заведующий отделом геологии полезных ископаемых Института геологических наук НАН Украины Леонид Галецкий. Несмотря на имеющийся потенциал, во времена СССР добыча меди в Украине всерьез не рассматривалась — в основном из-за того, что наша страна считалась страной традиционных руд, таких как железные и марганцевые руды, уран, уголь и флюсовое сырье для металлургии. После того как Украина стала независимой, государство начало рассматривать медные месторождения как самодостаточный геологический регион. Однако даже если работы по разведке начинались, довести их до логического конца так и не удавалось — ввиду отсутствия стабильного финансирования. 

Наиболее перспективным участком для разработки сегодня является Турско-Луговское поле самородной меди на Волыни, где находятся такие крупнейшие месторождения, как Рафаловское, Жиричи и Шменьки-Залесы. Перспективным является также рудопроявление медистых песчаников Бахмутской котловины в Донбассе. Однако для серьезной разработки на промышленном уровне их запасов недостаточно. По подсчетам экспертов, общие запасы меди в Волынском рудном районе составляют 25-30 млн. тонн, а отдельных месторождений — от 0,5 млн. тонн до 5 млн. тонн. Полностью разведанных, а тем более разрабатываемых месторождений в Украине нет. 

В почти $300 млн. обойдется строительство завода по обогащению руды на базе медного рудника


Украинской медью инвесторы начали интересоваться еще в средине 1990-х. В информационном поле появлялись сообщения о заинтересованности компаний из Канады, США, Франции, однако до конкретных действий дело так и не дошло. На первых этапах Украина и сама не очень радушно принимала инвесторов, мотивируя это самостоятельным желанием участия в разработках. Кроме того, существуют некоторые проблемы в получении лицензии на разработку, и крупные корпорации отказываются заниматься бизнесом в Украине, когда видят, через какие теневые лабиринты им придется пройти. «Получение лицензии даже для государственной организации — это большая проблема, потому что на это накладываются такие несуразицы, как, к примеру, решение вопроса о распаевке земли, на которой находится актив государства», — делится Леонид Галецкий. 

Сегодня для проведения качественной геологической разведки и оценки месторождения потенциальному инвестору необходимо будет выложить $3-10 млн. «Для того чтобы поднять месторождение до разработки, еще нужно как минимум $100 млн.», — говорит эксперт Института геологических наук НАН Украины. А если инвестор планирует построить на базе медного рудника еще и завод по обогащению руды и наладить инфраструктуру, общая смета возрастет как минимум до $300 млн. и будет колебаться в зависимости от планируемых объемов добычи. Но игра стоит свеч — заработать на украинской меди в свете роста ее стоимости можно довольно хорошо. По подсчетам экспертов, денежный потенциал только Волынского рудного района составляет около $200 млрд. Вложение денег в добычу украинской меди — это долгосрочная инвестиция, и период окупаемости будет занимать годы. 

Польские рудокопы

Скорее всего так думают и польские инвесторы, которые не первый год пытаются зайти на наши рудники. Ввиду географического и исторического соседства Украины и Польши, а также наличия серьезного опыта разработок медных рудников поляки еще в 1996 году начали проявлять повышенный интерес к украинской меди, а именно к Рафаловскому месторождению. Кроме того, Польша заинтересована соединить Волынский медный район со своими полями. «Если продлить Волынский рудный район западнее на территорию Польши, то дальше он объединяет известные полиметаллические и медные поля, такие как Силезия, Свентокшиские горы, где медь и другие полиметаллы разрабатываются более 200 лет», — рассказывает Леонид Галецкий. 

В последние три года польская компания KGHM Polska Miedz начала делать определенные шаги для выхода на украинский медный рынок. В 2007 году Виктор Ющенко провел переговоры с председателем правления компании Кшиштофом Скурой. Тогда был рассмотрен вариант создания совместного украинско-польского проекта по разработке месторождений и добыче меди в Волынской области, который предполагал создание высокотехнологичного производственного комплекса с разведкой месторождений, добычей сырья и производством готовой продукции. В марте того же года депутаты Волынского облсовета согласовали разрешение на использование недр месторождения самородной меди «Жиричи» (Ратновский р-н) украинско-польскому СП «Укрполмедь», которое связывают с Polska Miedz. 

Руку помощи польским инвесторам в свое время предлагала корпорация ИСД. В 2008 году было подписано соглашение о совместной разработке месторождений меди в Украине. Также польские СМИ, со ссылкой на совладельца ИСД Сергея Таруту, сообщали, что корпорация собирается обустроить производство меди в Алчевске. Однако разработка этого проекта была приостановлена в связи с кризисом в мировой экономике.

«Переговоры с Polska Miedz начались уже давно, но в активную фазу вступили в последние три года. По неподтвержденной информации, уже есть соглашение о проведении совместных работ», — поделился информацией Леонид Галецкий. Он считает, что партнером может выступить государственное предприятие «Пивничгеология», которое имеет лицензии на разработку. 

Источник: Инвестгазета
 

 

Читайте также