Медицинский бизнес: инвестиции в здоровье

Медицинский бизнес: инвестиции в здоровье

Опыт последних лет показал, что даже кризис не заставил украинцев значительно снизить расходы на заботу о своем здоровье. А если так — то почему бы на этом не заработать! Какие же медприятия и по ...


Наиболее динамичным на рынке действующего медицинского бизнеса, как и полгода назад остается сегмент фитнеса. Если по итогам 2009 г. доходы подобных предприятий сократились на 15-20%, то для услуг бизнес- и эконом-класса они, в целом, остались на докризисном уровне.

Более того, в отдельных нишах (специализированные женские программы и мужские общеоздоровительные комплексы) даже в этот кризисный период наблюдался хоть и скромный (5-15%) но все же прирост.

Теперь же кризис явно пошел на спад, а в преддверии теплого времени года наблюдался дополнительный (сезонный) всплеск на услуги фитнес-клубов, который, в среднем по отрасли, превысил прошлогодний уровень на 30-35%. Однако затем раннее и (главное!) необычайно жаркое лето поспособствовало оттоку клиентов, что, в свою очередь, оживило предложения о продаже фитнес-предприятий.

Тем не менее, их владельцы пока не спешат сбрасывать цены, надеясь на восстановление положения с окончанием сезона летних отпусков, до которого осталось уже чуть меньше месяца.

Спрос и предложение на бизнес-объекты лечебной и профилактической медицины оставались достаточно сбалансированными как в кризисный, таки в пост-кризисный период. Основная причина этого — специфика подобных предприятий, для эффективной работы которых требуются не только деньги, но и профессиональный медицинский менеджмент.

Однако с весны текущего года можно говорить о значительном росте интереса к объектам подобного рода со стороны иностранных инвесторов, которые пытаются с выгодой для себя использовать период относительной стабилизации в политической жизни Украины для приобретения сравнительно дешевых и при этом качественных медицинских активов.

В большинстве случаев, покупатели предпочитают медицинские предприятия, расположенные неподалеку или непосредственно в курортной зоне, совмещенные с рекреационной инфраструктурой (базы отдыха, санатории и т. п.), однако живо интересуются и компаниями, расположенными в столице, а также в других крупных городах страны.

Отдельно стоит отметить бизнес-объекты «медицины красоты», которые даже в разгар кризиса нечасто появлялись на рынке. Дело в том, что их клиентура, преимущественно состоящая из наших сограждан с уровнем дохода на уровне выше среднего, не изменила своим привычкам даже при осложнении экономической обстановки.

Тем не менее, с весны 2009-го на собственно украинском рынке было зафиксировано снижение спроса на проведение сравнительно сложных операций (например, по коррекции лица и особенностей фигуры), что было вызвано не столько уменьшением количества желающих воспользоваться этим видом услуг, сколько их оттоком в аналогичные клиники дальнего зарубежья, предлагавшие более гибкие (и адекватные) ценовые программы.

Эта тенденция получила дополнительный толчок с началом затяжного падения евро, в котором наши состоятельные соотечественники, очевидно, не испытывали особого недостатка. Следствием этого явилось попытка переориентации части украинских косметических клиник на менее сложные, но более массовые операции (чистка кожи лица и тела, удаление пигментных пятен и т. п.), что буквально «выдавило» на продажу заметного числа косметических салонов попроще.

Впрочем, по мере выхода из кризиса и естественного прироста спроса со стороны более широкого круга клиентов, эти предприятия находят себе новых хозяев, что отражается и на ценах, демонстрирующих стойкую тенденцию к повышению.

Постоянным спросом на рынке по-прежнему пользуются аптеки и фармакологические предприятия. Что же касается предложений в этом сегменте, то оно достаточно заметно оживилось уже с марта 2010г. (когда стало ясно, что «эпидемические» спекуляции на рынке вряд ли возможны в обозримой перспективе) и еще больше активизировалось в начале лета — после того, как новое правительство окончательно отказалось от бизнес идеи своих предшественников об организации аптечной сети на базе «Укрпочты».

Тем не менее, цены на объекты такого рода пока остаются на прежнем уровне и это положение дел вряд ли изменится до вступления в силу нового Налогового кодекса. Впрочем, далеко не факт, что малые предприятия после этого подешевеют — ведь не секрет, что так или иначе аптечный рынок обречен на укрупнение и серьезные инвесторы обдумывают скупку последних «индивидуалов» уже сейчас.

Как уже отмечал ИнтерКредит, чаще всего на продажу предлагаются мини-сети (одна-две «базовые» аптеки плюс три-пять аптечных киосков).

Что же касается непосредственно производства лекарственных препаратов, то на рынке оно представлено преимущественно в среднем ценовом диапазоне: от 600 тыс. долл. (линия по расфасовке жидких лекарственных средств) до 1 миллиона долларов (действующий рентабельный бизнес по производству лекарств в таблетках и капсулах, в том числе — препаратов от гриппа.

Итак, вложить свободные средства в один из видов «вечного» бизнеса — медицинского — сегодня вполне возможно. Поджимает только время на принятие решение: ведь вряд ли кто может гарантировать длительную стабильность ценовой ситуации на рынке и крайне маловероятно, что стоимость бизнес-объектов в этом сегменте будет падать.

Автор: Станислав Кунцевич
Источник: Intercredit

 

Читайте также