«Стратегическое партнерство с МФК — очень важный шаг для нас. Мы сможем обмениваться информацией и делиться знаниями внедрения надлежащих практик управления рисками. Эта тема имеет критическое значение для всех банков в Украине»,— говорит президент АУБ Александр Сугоняко. По его словам, программа рассчитана на длительный период. Она не только поможет разобраться с проблемными активами в общем портфеле украинских банков (доля которых, по официальным данным, составляет около 12%, а по неофициальным, может достигать и 30-40%), но и создаст рынок стрессовых активов.
«Для создания этого рынка необходимы два фактора: инфраструктура и нормативное регулирование»,— говорит Евгений Прокопенко, юридический советник программы IFC по преодолению кризиса на финансовых рынках в Европе и Центральной Азии. По его словам, создавать рынок проблемных активов планируется в три этапа. На первом этапе операции начнут проводиться локальными инвесторами, на втором — будет создана платформа для операций с проблемными активами на базе биржи, а на третьем этапе на этот рынок смогут выйти иностранные инвесторы.
Но, кроме того, требуются усовершенствования нормативно-правовой базы. АУБ уже направила законопроект о создании рынка долговых обязательств в Украине в ВРУ. В пояснительной записке к проекту закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно обеспечения рынка прав требования и долгов)» значится, что одновременно должны быть защищены и права кредиторов, и права заемщиков. Нормы законопроекта упрощают процесс взыскания просроченной кредитной задолженности путем четкой и оперативной работы с залоговым имуществом. Вместе с тем составители документа настаивают на прозрачных условиях заключения кредитных договоров и вводят уголовную ответственность за злоупотребления, связанные с имуществом, находящимся в залоге. Законопроектом также запрещается выдача потребительских кредитов в валюте.
Эксперты положительно относятся к инициативе МФК и АУБ. «Это позитивная тенденция для Украины, так как небольшие банки не умеют работать с проблемными активами, и без вмешательства экспертов они останутся с этими проблемами один на один, что очень плохо может сказаться финучреждениях»,— утверждает глава набсовета банка «Киевская Русь», руководитель представительства компании GML International Валентин Поваляев. Он также считает, что процесс создания рынка стрессовых активов будет достаточно длительным. Но благодаря возрастающей конкуренции коллекторских компаний реально действующий рынок может быть создан уже через два года. «Коллекторами должны выступать сейчас только иностранные инвесторы, поскольку если регулятор создаст банк плохих активов, то возможна коррупция»,— считает господин Поваляев, что несколько идет вразрез с планами МФК.
Предправления «ОТП Банка» Дмитрий Зинков считает иначе. «Иностранные инвесторы на украинский рынок пока не зайдут,— говорит он.— Даже в Исландии и Ирландии их еще нет. А надеяться, что крупные иностранные инвесторы зайдут на рынок Украины раньше, чем в эти две страны, наивно». По его словам, в Ирландии и Исландии рынок проблемных активов только зарождается, «инвесторы приезжают, смотрят, но больших сделок еще не происходит». А солидных внутренних инвесторов, которые бы покупали долги у банков, по его словам, в Украине нет. «Активы, которые являются залогами, может быть, и выкупают. Но не долги»,— резюмирует господин Зинков.
По утверждению Грега Краснова, генерального директора Platinum Bank, рынок проблемных активов сейчас только развивается. Причем коллекторы выкупают далеко не все активы. К примеру, беззалоговые кредиты физлиц активно покупаются коллекторами, тогда как залоговые кредиты физлиц (ипотечные и автокредиты) покупают достаточно редко, поскольку это требует серьезных инвестиций, которых у коллекторов нет. В свою очередь, корпоративные кредиты не покупает никто, поскольку все это инсайдерская проблемка и кот в мешке. «Рынку не хватает финансовой поддержки коллекторов для покупки залоговых кредитов физлиц (ипотека, авто), а МФК могла одолжить коллекторам средства»,— полагает он.
Только вот в МФК открещиваются от инвестиций в этот рынок. «Нынешний проект МФК консультативный. Инвестиций в рамках данной программы не будет»,— говорят в корпорации. «Если говорить об инвестиционных планах, то мы готовы инвестировать в этот рынок. Но прежде чем говорить о конкретных проектах, необходимо сделать так, чтобы в Украине существовал прозрачный, эффективный и структурированный рынок проблемных активов. На сегодня мы не можем говорить о существовании такого рынка»,— говорит глава представительства МФК в Украине Елена Волошина.
Директор КУА «Финком эссет менеджмент» Павел Ружицкий утверждает, что МФК обязательно построит в Украине бизнес по выкупу проблемных активов, просто это произойдет нескоро, года через три. «Но реально пока рано говорить о рынке проблемных активов, просто потому, что ни государство, ни банки пока не готовы к таким изменениям»,— говорит господин Ружицкий.
По материалам: Экономические известия