Ритейлеры оптимизируют бизнес через сокращение затрат, говорит руководитель отдела аналитики консалтинговой компании CBRE Марина Гавриленко.
Наиболее радикальным способом выполнения данной стратегии является уход с рынка или закрытие убыточных торговых точек для оптимизации арендных расходов, которые существенно увеличились после девальвации гривны, говорит Гавриленко. К примеру, в первом полугодии 2014 года украинский рынок покинула российская сеть спортивной одежды Bosco Sport, американский одёжный бренд Esprit, французский обувной бренд Minelli, российская сеть продуктовых супермаркетов «Перекресток», немецкая сеть строительных гипермаркетов OBI. Другие ритейлеры просто закрывали убыточные магазины, в которых произошел слишком сильный спад продаж или увеличение арендных затрат в гривне, либо оба фактора вместе. Также не которые торговые сети сократили занимаемые торговые площади на 30-50%.
Однако на рынке заметны и позитивные тенденции. В частности, некоторые ритейлеры даже готовы расширять свои розничные сети. Так, Auchan Group планирует открыть в ТРЦ «Проспект» новый продуктовый гипермаркет (11 000 кв. м) до конца текущего года, а датская компания JYSK уже открыла две точки в ТРЦ Gulliver (700 кв. м) и ТРЦ «Аркадия» (850 кв. м). В первом полугодии на киевский рынок впервые вышла французская сеть булочных Paul, британский мультибренд обуви Keddo, испанский бренд одежды Pedro del Hierro и итальянские бренды нижнего белья Calzedonia и Intimissimi.
До конца текущего года объем предложения торговых площадей в Киеве достигнет 71 тыс. кв. м., что на 40% меньше показателя прошлого года.
Увеличение стоимости аренды торговых площадей вызвано девальвацией национальной валюты. Арендодатели даже вынуждены были пойти на уступки арендаторам. По сравнению с концом прошлого года, среднерыночные ставки уменьшились на 20%.