В октябре нас ошеломила новость: стартап с киевским корнями Grammarly стал единорогом - его рыночная стоимость превысила миллиард долларов.
Новости об украинских стартапах, которые "захватывают" мир, становятся обыденностью. Здесь уже работает больше десятка IT-компаний со штатом свыше тысячи сотрудников, конкурирующих с промышленными гигантами. Эти великаны вместе со средними и мелкими собратьями по отрасли дают Украине 4% ВВП (IT-сфера – уже третья по вкладу).
Среднегодовой прирост сектора составляет 20%. При этом драйверы прыжка - средние и мелкие участники рынка. Они генерируют большую массу валового продукта и трудоустраивают большую часть работников IT-сферы, которые по оценкам экспертов Ассоциации IT Ukraine, в 2018 году насчитывалось 127 тысяч человек.
Что за кулисами? Узнаём о Nullgravity
Такие средние и мелкие компании преимущественно остаются за кулисами известности. О них широкая общественность узнает, когда участник рынка попадает в ограниченный топ или выстреливает подобно Grammarly.
Причины такой ситуации кроются в том числе в особенностях B2B сегмента: аутсорсинговые и часто продуктовые IT-компании не являются конечными производителями. Они работают над проектами, которые заказывает другой бизнес.
Также деятельность большинства программистов как правило непублична. На них накладываются ограничения соглашений о неразглашении. С другой стороны, культура обнародования публичных отчетов (где это можно было бы делать) в Украине до сих пор не является распространенной.
В поле нашего зрения попала компания Nullgravity (ООО "Гравити технолоджи" и ООО "Гравити мобайл»). О ней мы узнали из публикации Leroy Merlin. Представитель французской торговой сети рассказал о сотрудничестве с этими ребятами и похвастался новыми инновациями их мобильного приложения.
Вместе с тем, информации оказалось мало, чтобы составить представление о самом исполнителе. Желание восполнить этот пробел и познакомить читателей с компанией и породили эту статью.
Nullgravity базируется в Киеве, создает приложения для WEB и мобильных устройств, осуществляет продуктовый аутсорсинг. Является членом Европейской Бизнес Ассоциации, партнером Corezoid. Имеет зарубежные офисы sales house в Лондоне, Нью-Йорке и Таллинне, где взаимодействует со своими клиентами. В компании работает почти 100 сотрудников.
Компания появилась на рынке IT в 2015 году, как типичная аутсорсинговая команда. По оценкам наблюдателей, в первый год она имела три корпоративных клиента и вела четыре проекта. В 2018-м было 6 клиентов и 8 проектов соответственно. В компании явно не распыляются на большое количество точек приложения силы, чтобы обеспечить качественное сопровождение и продукт. Насколько это так, довольны ли заказчики? Мы пошли от противного, чтобы разобраться с этим вопросом.
В открытых реестрах не находим информации о судебных исках, где юридические лица Nullgrarivity фигурировали бы как недобросовестные исполнители. Также на открытых площадках не видим отрицательных отзывов потенциальных партнеров и клиентов. На сторонних ресурсах находим информацию о двух проектах компании, с комментариями от заказчиков (Leroy Merlin, Altel). Осенью 2017 года упоминавшийся французский ритейлер запустил обновленное приложение с функцией дополненной реальности AR, которая позволяет примерить к интерьеру будущую покупку.
По словам директора Leroy Merlin по онлайн-коммерции Николая Козака, команда Nullgravity разделяет взгляды на цифровую трансформацию бизнеса французской корпорации и реализовала не один ее инновационный замысел.
Другой проект - конструктор тарифов - новая услуга для Казахстана, которую запускал местный оператор мобильной связи Altel. Для него Nullgravity создала новое мобильное приложение, адаптированное, кроме Android, и для iOS, а также сайт с функцией конструктора. Этот проект был привязан к запланированной рекламной кампании клиента, поэтому первая версия появилась в сжатые сроки (2,5 месяца) в формате минимально жизнеспособного продукта (MVP).
Темирлан Ахимов, руководитель отдела цифровых технологий в Altel, утверждает, что к приложению были высокие ожидания, в какие-то моменты возникали сомнения в реальности дедлайнов, но команда Nullgravity все вытягивала даже в самых жестких ситуациях.
Сейчас на сайте Nullgravity есть и данные о других реализованных проектах для отдельных заказчиков. Чтобы сделать выводы о клиентах и направлениях деятельности Nullgravity, мы учли ангажированность (сайт же продает услуги компании) и осуществили перекрестный розыск.
Nullgravity сегодня
Крупнейшие клиенты: Altel, British American Tobacco, Burger King, Kyivstar, Leroy Merlin, Tele2, Veon, Visa.
Основные отрасли: банкинг, телеком, ритейл и здравоохранение.
В последнее время разработчик сосредоточился на задачах для финансовых корпораций и полностью отошел от классического аутсорсинга. Похоже, что Nullgravity продолжает конкурировать с крупными аутсорсинговыми компаниями из Украины и заходит на поле крупных игроков в нише консалтинга.
Сейчас компания предлагает по сути продуктовый аутсорсинг. Она создает собственные продуктовые методологии и фреймворки, осуществляет исследования рынка, местного законодательства и тому подобное. На основе этого представляется клиентам концепция будущих разработок.
Так, "Гравити технолоджи" предоставляет экспертизу корпорациям и создает банковские продукты, а также необанкинг на развивающихся рынках. По меньшей мере, известно о рынках Украины, Казахстана, Азербайджана и Грузии, которые были исследованы. В общем Nullgravity нацелилась на регион Центральной, Восточной Европы, Среднего Востока и Африки (CEMEA).
Вступление в Европейскую Бизнес Ассоциацию и запуск иностранных офисов дают основания ожидать роста Nullgravity и ее вклада в украинском ВВП в 2020 году.