Форум стал площадкой, где можно было встретиться, обсудить ситуацию на рынке Украины. Об эффективности, конкретных результатах сейчас говорить рановато. Хронической проблемой этого мероприятия стало отсутствие потенциальных инвесторов. Не удивительно, что когда на пресс-конференции журналисты попросили председателя Львовской ОГА Михаила Цимбалюка назвать самые удачные проекты, реализованные в области, он слегка растерялся… «Окко», проект делового центра фирмы «Нестле», очередной проект ООО «Леоні», согласно которому в городе Броды на протяжении двух последующих лет будет создано около трех тысяч рабочих мест.
Михаил Михайлович забыл назвать еще один, самый крупный проект, который реализуется в Жолковском районе. Инвестором строительства первой в Украине частной шахты «Любельская №1—2» выступает дочернее предприятие «Сі-Сі-Ай Любеля» американской компании Steleks L.S. Стоимость строительства — почти 800 млн. долларов США. Планируется, что после его завершения здесь получат работу до трех тысяч работников. Однако даже с учетом этого проекта инвестиционные достижения Львовщины очень скромны.
Государству даже пришлось спасать бюджетными средствами многие объекты к Евро-2012. Нужно ли говорить, что их можно было вложить в намного более выгодные проекты. Например, местный бизнесмен П.Дыминский брался построить новый стадион во Львове, но не сумел убедить местную власть. В результате, как заметил М.Цимбалюк, «государство оказалось в ситуации, когда дальше ожидать средства от инвесторов для местной общины уже не было времени, нужно было спасать репутацию государства и города».
Опыт расточительства и волокиты во Львове имеет свою историю. «Самсунг», «Томсон», «Тайко Электроник»... Прежде чем обосноваться в Словакии, Польше, Ивано-Франковске, эти компании с мировым именем побывали во Львове. Предлагали свои возможности, но их не услышали.
Более свежий пример — реконструкция привокзальной площади. Еще в 2009 году «Львовская железная дорога» обещала представить западного инвестора, который бы вложил в эти работы 300 млн. евро, превратив район в райский уголок с международным вокзалом, гостиницами, транспортными решениями, подземными паркингами. Однако дальше концепции дело с места не сдвинулось. Все вопросы были заблокированы во Львовском горсовете. И снова правительству в спешном порядке пришлось искать бюджетные деньги на реконструкцию привокзальной площади.
Как надо работать с инвесторами в начале 2000-х, было продемонстрировано в Стрыйском районе. В селе Нежухов усилиями германских инвесторов построили современное предприятие по сборке жгутов для автомобильной промышленности. Теперь благодаря проекту здесь есть работа и неплохая зарплата у 5600 человек. Клиентами концерна являются такие автомобилестроители, как «Дженерал Моторс», «Фольксваген», «Порш», «БМВ» и др. Но аналогичных примеров удачного инвестирования на Львовщине немного. Как считает президент фонда «Общественное мнение» Владимир Подгорнов, власть не научилась работать с иностранными инвесторами.
По мнению председателя комиссии по вопросам инвестиционной деятельности, ТЭК и энергосбережения Львовского областного совета Тараса Федака, инвестиционная среда в области сейчас не самая лучшая. Но инвестиции в регион все же поступают. Объекты под Евро-2012 возводятся, дороги ремонтируются. Просто на инвестиционный процесс нужно посмотреть немного шире: определить приоритеты — куда прежде всего вкладывать инвестиционный ресурс. Если Львовщина пограничная область, то нужно вкладывать в развитие инфраструктуры, в аграрный сектор, энергетику и энергосбережение и думать о завтрашнем дне. Деньги и инвестиции нуждаются в тишине. Сейчас не скажешь, что в Украине спокойная политическая ситуация. А это один из факторов, уменьшающих инвестиции. Второй фактор — условия, которые создает территориальная власть. Если инвестор вкладывает средства в приоритетные направления, его надо поощрять, предоставлять определенные преференции на территории области.
То, что подобные предложения иностранцев интересуют, подтвердило выступление на форуме менеджера по проектам в Украине компании RAG Вольфганга Нахтмана. Как он сообщил, компания уже добывает сланцевый газ в Венгрии. Это пока что исследовательская разработка. Сделаны первые три скважины на территории Польши. Состоялись первые встречи с представителями украинской власти. Есть надежда, что поддержка от нее будет и компания начнет работать в Украине.
В общем, по мнению участников, форуму не хватало конкретики, целевой направленности. И снова приводили пример соседней Польши, где аналогичные мероприятия работают на инвестора, на них направлено все внимание. Большие средства там вкладывают не в организацию форумов, а в их содержание. На сайте «Европейское пространство» директор отдела стратегии и развития Кракова Рафал Кульчицкий сообщил, что в 2010 году в городе насчитывалось почти 100 тыс. субъектов хозяйствования. В том числе около 2,5 тыс. — зарубежных фирм. Уровень безработицы достигает 3,5%, а средняя зарплата — 2 тыс. злотых, то есть 5500 грн.
А какая же ситуация на Львовщине? Согласно сообщению Главного управления статистики от 31 августа 2011 года, в области предпринимательской деятельностью занимались более 140 тыс. субъектов предпринимательства. Но нужно помнить, что четыре из пяти — это физические лица—предприниматели. Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 октября 2011 года составлял 1,5%. Но этим цифрам уже давно никто не верит, потому что на 10 вакансий на Львовщине претендуют 66 человек. Самое «интересное» — с заработной платой. Оказывается, в августе номинальная зарплата одного штатного работника составляла 2324 грн. Как видим, до 5500 грн., как в Кракове, далеко.