Ограниченное кредитование и банковские долги способствуют развитию факторинга

Ограниченное кредитование и банковские долги способствуют развитию факторинга

Кому кризис, а факторинговым компаниям новые возможности. За последний год число игроков на этом маловостребованном рынке увеличилось до сотни, резюмирует в своем отчете Госфинуслуг. И это только ...

Тихо едут

Факторинг — один из тех финансовых инструментов, который пока малопонятен украинским компаниям. Частично в этом виноваты и сами игроки. В классическом понимании факторы — это финансовые посредники между поставщиком товаров и покупателем. Но, по словам Татьяны Галагуз, в Украине факторингом называют и многие другие операции, осуществляемые посредством договоров факторинга. И чаще всего к ним относятся проблемные кредитные договоры. В «Арма Факторинг», которая одной из первых начала осваивать этот рынок, вспоминают, как в 2004 году объясняли клиентам, в чем смысл западного термина и его преимущества по сравнению с традиционным кредитованием. Выгод для клиента действительно много — более гибкие условия, быстрое принятие решения, отсутствие залога. Но в таких условиях сами игроки оказывались незащищенными, ведь любой невозврат денег оборачивался для них убытками. Годы потребовались для того, чтобы отработать процессы, минимизировать риски и составить портрет своего клиента.

Пикового роста своих портфелей факторы достигли к 2008 году, но кризис быстро охладил темпы. Сейчас факторинг не только вернулся в зону роста, но и стал привлекательным для иностранцев. Инвесторы видят потенциал в заработке компаний, управляющих долгами. Пока покупок компаний-факторов не происходило, но в прошлом году фонд прямых инвестиций Horizon Capital стал совладельцем коллекторской компании «УкрФинансы». В «Арма Факторинг» также не скрывают, что рассматривают предложения о покупке от иностранных игроков.

По признанию участников рынка, восемьдесят его процентов приходятся на десяток крупнейших компаний. Кроме «Арма Факторинг», в лидерах «А-фактор» и «ФК Факторинг». Все три компании когда-то были созданы банками. Не выделяют в отдельное направление факторинговые услуги, но активно их предлагают Укрсоцбанк, Райффайзен Банк Аваль, «Пивденный», Укрэксимбанк, «Петрокоммерц Украина». В прошлом году активную работу на рынке факторинга начал ПриватБанк, о своем интересе также заявил ПУМБ, но пока он обкатывает технологии на структурах СКМ.

По данным Госфинуслуг, за последний год объемы факторинговых операций в металлургии и машиностроении снизились на 90 и 40% соответственно. «Из-за политической нестабильности факторы не хотят работать с дебиторской задолженностью металлургических гигантов», — говорит Антон Крамаренко. Неохотно они берутся работать и с договорами с участием госструктур — в случае проблем денег от них не добиться. Наиболее успешно факторинг сейчас работает в продуктовой рознице из-за высокой оборачиваемости товаров, а также осваивается в строительном ритейле. Собственно, на торговые предприятия приходится почти 70% всего объема факторинговых операций.

Дальше будут

Игроки рынка признают, что сейчас украинский факторинг меняет формат. По итогам прошлого года количество сделок в этой сфере выросло, но их объемы стали меньше. Если в третьем квартале 2010 года одна сделка в среднем заключалась на миллион гривен, то в 2011-м лишь на 500 тыс. грн. Причин несколько. С одной стороны, услугой начали пользоваться более мелкие компании, которые испытывают трудности с традиционным кредитованием. С другой — факторы все чаще требуют дополнительное обеспечение, что частично ограничивает размер сделок для некоторых поставщиков, а также стараются не выдавать очень большие займы. Проще выбивать долги у сотни мелких компаний, чем у нескольких крупных. По словам Татьяны Галагуз, оптимальный размер сделки должен составлять около $100 тыс.

Меняются и деньги самих факторинговых компаний: по данным Госфинуслуг, если еще в 2010 году две трети их ресурсов составляли деньги юрлиц и банковские кредиты, то к 2011-му 63% сделок финансировались из собственных источников. Со временем конкуренция между факторингом отдельных компаний и крупных банков будет ослабевать. Банки сосредоточатся на крупных клиентах с хорошей кредитной историей. А компании-факторы будут работать с более рисковыми сделками. «Клиентам, которые приходят в банк исключительно за финансированием, мы предоставляем кредиты, а тем, кто ищет сервис по сопровождению сбыта товара, предлагаем факторинг», — отмечает начальник департамента факторинга и векселей Укрсоцбанка Наталья Тиховская. Преимущества банков еще и в том, что они могут предложить и другие продукты: различные виды кредитов, зарплатные проекты, документарные операции. «И клиенты зачастую пользуются факторингом в комплексе с другими услугами банка, что является гораздо эффективнее для бизнеса клиента», — констатирует Марина Касатова, заведующая сектором факторинговых операций отдела проектного финансирования банка «Пивденный».

Но бюрократические процедуры могут нивелировать эти преимущества. Факторинговые компании, наоборот, имеют более гибкий подход, с ними проще договориться о сроках и условиях. Оптимальный вариант — партнерские отношения . К примеру, при таком взаимодействии «А-Фактор» и Альфа-Банк могут оперативно обслуживать клиентов во всех крупных городах Украины. Что касается условий, то факторы предлагают их сегодня примерно одинаковые: 80-90% финансирования от суммы поставки продукции, средний срок — около трех месяцев, ставка — 20-21%, комиссия — 1%. И банки, и компании делают акцент на том, что готовы обсуждать индивидуальные условия. Но вряд ли они будут существенно меняться. Единственное, что может подлежать пересмотру — это процентная ставка в гривне.
 

Инвест Газета

 

Читайте также

Компания харьковчанина Сергея Полумынского получила одобрение на покупку французской Agrogeneration

Компания харьковчанина Сергея Полумынского получила одобрение на покупку французской Agrogeneration

15.12.23
1304
Индийский онлайн-магазин Udaan привлек $340 млн в преддверии IPO

Индийский онлайн-магазин Udaan привлек $340 млн в преддверии IPO

15.12.23
1304
Индонезийский магнат Суканто Таното хочет купить производителя средств гигиены Vinda за $3,3 млрд

Индонезийский магнат Суканто Таното хочет купить производителя средств гигиены Vinda за $3,3 млрд

15.12.23
1304