От кого ждать инвестиций в украинские интернет проекты и стартапы?

От кого ждать инвестиций в украинские интернет проекты и стартапы?

Для Украины есть три варианта привлечения инвестиций: на локальном рынке, из России и со стороны западных инвесторов. Так какой же из них лучше и более перспективен?

В Украине достаточно сильных и перспективных проектов, которые, находясь на относительно ранней стадии своего развития, уже имеют капитализацию в размере от 5-10 млн. долл. США. В больнинстве случаев они не желают продавать контрольный пакет акций своей компании (или желают, но по завышенной оценке стоимости), а хотят привлечь «умные» деньги от передовых бизнес-групп, венчурных фондов или стратегов, с будущей возможностью «сорвать большой куш». Такие инвестиции помогут бизнесу расти и развиваться, а не разрушат его.

К большому сожалению, многие локальные ФПГ и инвесторы предпочитают приобрести контрольный пакет акций проекта, поставить на нем свой «профессиональны» менеджмент, полностью поставить под контроль все денежные потоки, а замет спокойно сидеть и надеяться на увеличение капитализации.

Для стартапов все совсем иначе. В первую очередь там необходимы энергичные и предприимчивые люли, способные работать в режиме 24/7 для развития и расширения бизнеса, поскольку самую большую прибыль на рынке собирают проекты №1. Основной мотивацией для них должна служить значительная (желательно, контрольная) доля в компании, а критические решения должны приниматься менеджером в любое время дня и ночи, а не дожидаться очередного собрания акционеров.

Украинскому крупному бизнесу есть чему поучиться у России в плане правильного подхода к инвестициям. Как пример можно привести Алишера Усманова, инвестировавшего в венчурный фонд DST, или Михаила Абызова, который вложил деньги в венчурный инвестиционный фонд - "Bright Capital".

Вариант первый - Украина.

Главными инвесторами и покупателями украинских интернет и страртап проектов в сфере "consumer internet & e-commerce" в 2012-2013 годах будут локальные «оффлайн» компании и бизнес-группы. Среди проявивших интерес локальных ФПГ и стратегов можно отметить СКМ Digital Ventures, EastOne, а так же UMH Group.
Также о своей заинтересованности в инвестирование в IT-сектор недавно публично объявил фонд Черновецкого. Правда, до сих пор остается неясным, собирается ли он полностью покупать бизнес или останется в роли венчурного инвестора.
Не оставили без внимания украинские стартапы и локальные стратеги. Самым активным за 2010-2011 года стала UMH Group, скупившая часть сегмента online media (i.ua, korrespondent.net, bigmir.net), а позднее совместно с интернет-активом СКМ – tochka.net.

Вариант второй - Россия.

Казалось бы логичным проявление значительной активности инвесторов из России на украинском рынке при том, что Украина среди потребительских рынков стран СНГ стоит на втором месте. Но для российских компаний сейчас приоритетом является удержание лидерских позиций и фокусировка внимания на реализации собственного потенциала в своей стране, так что они просто не позволяют себе распылять финансовые ресурсы на подобные проекты за рубежом.

Наиболее активными игроками в сфере M&A выступали DST (Mail.ru Group) и несколько других российских фондов, которые приобрели такие проекты как: meta.ua, finance.ua, nezabarom. Но в 2012 году единственной значимой покупкой Mail.ru Group стал почтовый сервис мail.uа.

По словам эксперта, Евгения Сысоева, управляющего партнера Aventyres Capital, российские крупные стратеги пока что только присматриваются к интернет активам в Украине и активно инвестировать начнут не ранее, чем через два-три года. По всей вреоятности непрофильные финансовые инвесторы из России станут основными покупателями на ближайшее будущее.

Такой невысокий интерес российских копаний к локальному рынку имеет двоякие последствия для Украины. С одной стороны, это хорошо, поскольку локальные проекты имеют возможность развиваться в условиях низкой конкуренции на внутреннем рынке. С другой – это плохо, поскольку низкими остаются так же ликвидность инвестиций и оценка бизнесов.

Вариант третий - Запад.

Приобретение Viewdle крупнейшим поисковиком дало надежду украинским стартапам на западные инвестиции. Но, к сожалению, в обозримой перспективе западных стратегов будет больше интересовать разработка ПО и компьютерных игр, чем интернет-проекты. Активного интереса к ним не стоит ждать в ближайшие 2-3 года.

Компания Naspers могла бы стать первым претендентом на самые крупные украинские проекты, но этому препятствует непрозрачность рынка. Наиболее активным западным стратегическим инвестором в Украине является подразделение Naspers – компания Allegro Group. Она уже приобрела такие известные проекты, как Slandoб Aukro, Prom.ua, но за последний год не совершила ни одной крупной сделки. Шопинг-клуб ModnaKasta попал в портфель Allegro Group после того, как Naspers в 2011 г. приобрела Markafoni Group, чьей «дочкой» данный проект и являлся.

Западные венчурные фонды в основном смотрят в сторону России. Про это свидетелствует тот факт, что объемы направленных средств в M&A сделки и инвестиции в российский сектор "consumer internet & e-commerce" в 100 раз превышает инвестициий в украинский сектор интернет проектов. И это при том, что население Украины уступает России в 3,2 раза, а объем ВВП – в 11,2 раза. К примеру В РФ только такие проекты, как OZON или KupiVIP, привлекаю инвестиций больше, чем весь украинский рынок вместе взятый.

Читайте также