Как рассказали в Севастопольском морском торговом порту, уже в этом году предприятие рассчитывает привлечь средства под свой первый инвестиционный проект. Программа рассчитана на два этапа: реализация первого завершится в 2015-м, второго — в 2020 г. Потенциальному инвестору будет предложено на условиях концессии (также рассматриваются альтернативные варианты — аренда или договор о совместной деятельности) освоить 11 га в городском районе Малого Инкермана и 8 га — в Большом Инкермане. В Малом Инкермане предлагается построить комплекс перегрузочных терминалов: тут в распоряжение застройщика предоставят 250 м причальной линии и 10 тыс. кв. м производственных либо складских помещений, а также транспортную инфраструктуру в виде железнодорожных и автомобильных путей. Согласно озвученным планам, предполагается постепенное увеличение причального фронта до 400 м, проведение дноуглубительных работ (сейчас глубины у причалов достигают 8,2 м), строительство открытых складских площадок и другой инфраструктуры.
На втором участке власти Севастополя хотят видеть паромный терминал — ожидается, что для его эксплуатации будет запущена паромная линия сообщением «Инкерман — Зонгулдак» (Турция) уже на первом этапе реализации проекта. Также здесь создадут терминал для обработки грузопассажирских паромов типа «ро-ро».
На втором же этапе границы задействованной территории расширят: для строительства двух специализированных перевалочных комплексов освоят еще 14,6 га территории. Первый терминал будет использован в качестве комплекса под накатные грузы, второй — как контейнерный комплекс.
В разговоре с представителями Севастопольского порта выяснилось, что на данный проект возлагаются большие надежды, хотя четких параметров у него нет. «Мы предлагаем инвестору обширные территории, главная ценность которых — расположенность прямо вдоль береговой линии. Здесь можно создать что угодно: от крупного контейнерного терминала до промышленного предприятия, все будет зависеть от целей инвестора. Поэтому конкретных рамок по стоимости проекта в данный момент нет»,— объяснила Елена Катаева, специалист по связям с общественностью Севастопольского МТП.
По ее словам, поиск инвестора для порта — совершенно новое направление деятельности, поскольку до сих пор он развивался исключительно за счет собственных средств. «Пока у нас нет ни одного реализованного инвестпроекта. Мы выходим на самоокупаемость, но средств на то, чтобы строить новые терминалы, конечно, не хватает»,— говорят в порту. Отметим, согласно статистике Мининфраструктуры, последние годы Севморпорт занимал последние строчки рейтинга государственных морских торговых портов по объемам грузоперевалки (по итогам 2010 г. порт увеличил грузооборот на 7% — до 430 тыс. т). В то время как по пассажирообороту он — один из первых. Кстати, как говорят в порту, именно сектор пассажирских перевозок тянет вниз показатели доходности предприятия, поскольку значительная их часть приходится на субсидируемый городской транспорт (паромы возят пассажиров через бухту из одной части города в другую). А компенсация по предоставленным льготам осуществляется городскими властями с перебоями.
В случае, если инвестиционный проект будет реализован, мощности Севморпорта по грузоперевалке могут вырасти до 2-3 млн. т до 2015 г., сказал «i» один из представителей предприятия. Но пока эксперты смотрят на все эти планы не без скепсиса. Так, напоминают они, инвестпроекты по освоению территорий порта разрабатывались и раньше — например, в 2008 г. активно продвигало свой инвестиционный план ЗАО «Инкерман», декларировавшее намерения создать в порту терминал на 12 млн. т за EUR200 млн. Пока же порт не может за собственные средства приобрести портальный кран: на эти цели планируется взять кредит на сумму около 5 млн. грн. Кроме того, по словам вице-президента Коллегии юристов морского права Сергея Горчакова, механизм концессии не будет востребован в портовой отрасли в ближайшее время. «Причина — в несогласованности интересов всех сторон, причастных к порту. Например, порт как госпредприятие будет получать деньги от концессии, в то время как городская община, которой принадлежит земля, останется не у дел»,— объясняет юрист.