С 2006 года FIM Ukraine Fund под управлением финской компании FIM Capital потерял почти треть стоимости чистых активов. Но управляющий фонда FIM Ukraine Fund Ярмо Нурминен верит, что эти потери и высокие риски воздадутся хорошей отдачей в будущем. “Украина контролирует значительные объемы природных ресурсов и имеет высокий потенциал роста потребления”, — аргументирует он инвестиции в украинские бумаги.
В топ-10 самых доходных фондов под управлением FIM Capital украинский всю прошлую неделю продержался на первом месте. Плюс 8,53% за месяц и рекомендация “покупать”. Лишь в пятницу меньше чем на 0,1% его обогнал специализированный на индийских компаниях FIM India. На третьем месте оказался фонд с упором на модное сегодня направление — компании, специализирующиеся на продуктах для здорового образа жизни (FIM Rohto Biomed). Среди фаворитов в украинском портфеле — акции “Укртелекома”, “Мотор Сичи” и “Давенто-Украина”. Суммарные активы фонда превышают $10 млн.
Такие как FIM Ukraine Fund скорее исключение, чем практика для западных управляющих. Даже если они и вкладывают в Украину, то предпочитают не выделять наш рынок, покупая акции избранных эмитентов вместе с бумагами из других развивающихся стран. По данным Thomson Reuters, в портфелях западных фондов суммарная стоимость украинских активов составляет более $200 млн. Вместе с FIM Capital в украинских активах заинтересованы такие фонды, как Mackenzie Cundill Recovery Fund, Templeton Frontier Markets Fund и Templeton Eastern Europe Fund, Seligson & Co Russian Prosperity, Allianze RCM BRIC Stars Fund. Эти шесть игроков вложили в украинские акции около $130 млн. “Инвестгазета” проанализировала их стратегии.
Оценили
Канадский фонд взаимных инвестиций Mackenzie Cundill Recovery Fund имеет долгосрочную стратегию инвестирования в акции роста без привязки к странам. Управляющие ориентируются на недооцененные активы, а для снижения валютного риска используют деривативы на валюту стран. Их клиенты — инвесторы со средним и выше уровнем толерантности к риску. Из более миллиарда долларовых активов фонда 6,2% вложено в Украину. Это практически вдвое больше, чем в Индию (3,2%), и чуть меньше, чем в Китай (7,7%). В целом фонд отдает предпочтение бумагам финансового сектора, но в Украине основной акцент сделан на рост бумаг “Мотор Сичи” (4,2%) и агрохолдинга “Мрия” (2%). Первая котируется на украинских площадках, вторая — в форме GDR на Франкфуртской фондовой бирже. Управляющие рассчитывают, что с публичным размещением на зарубежных площадках бумаги этих компаний значительно вырастут в цене.
Более узкая стратегия у Seligson & Co Russian Prosperity с головным офисом в Финляндии. Фондом управляет российская компания Prosperity Capital Management. Акции подбираются по фундаментальным критериям с ориентацией на Россию и страны СНГ. Поскольку фонд открытый и важна ежедневная ликвидность, в приоритете “голубые фишки” разных рынков. В меньшей степени фонд заинтересован во вложениях в компании со средней капитализацией, но это дает возможность получить более высокую отдачу на капитал и сбалансировать риски. В Украине финны отдают предпочтение не “голубым фишкам”, а аграриям: 3,8% активов фонда составляют бумаги “Мрии” и 5,1% “Мироновского хлебопродукта”. Стоимость акций этих компаний, по мнению инвесторов, обоснована, не будет сильно снижаться и по этому критерию соответствует стратегии фонда. В общих активах на такие акции приходится 63%, а на акции роста — 22%.
Фонды Templeton Eastern Europe Fund и Frontier Markets Fund родом из Гонконга. Они находятся под управлением одного из признанных гуру по emerging markets, главы группы развивающихся рынков Franklin Templeton Марка Мобиуса. Его стратегия — бумаги восточноевропейских эмитентов, в частности стран бывшего Советского Союза. Фонды являются классическими фондами акций, доля которых в них достигает 98%. Активы Templeton Eastern Europe Fund исчисляются в евро и составляют 450 млн., в то время как Frontier Markets Fund привязан к доллару с общим объемом $919 млн. Украинский фаворит Templeton Eastern Europe Fund — бумаги сельхозпроизводителя “Агротон”, которым принадлежат 2,9% активов. Чуть больше украинских акций (3,26%) находятся в портфеле Frontier Markets Fund, среди них бумаги “Агротона” и Ferrexpo.
Стратегия немецкого фонда Allianz RCM Bric Stars Fund объемом 560 млн. фунтов стерлингов — достичь роста капитала в долгосрочной перспективе, инвестируя в акции стран БРИК. Их доля составляет порядка 70% в суммарном объеме, остальные 30% активов фонд может вкладывать либо в активы развитых стран, либо развивающихся рынков. Согласно отчетности, украинские активы в суммарных объемах составляют около 1,1%, но названия конкретных компаний фонд не раскрывает.
Викинги и инвестиции
“По стилю управления иностранные фонды, вкладывающие в Украину, можно разделить на три категории”, — говорит управляющий директор Dragon Capital Андрей Дмитренко. Фонды с долгосрочными стратегиями ориентированы на абсолютную доходность, вкладывают в недооцененные активы сроком на три-пять лет. Вторая категория — хедж-фонды, которые применяют различные оценочные методы для увеличения доходности и снижения рисков путем комбинации агрессивной покупки и продажи акций. Третья категория — это фонды, инвестирующие в портфель акций, близкий по структуре к рыночному индексу, с целью получения доходности выше рынка. Доходность, интересная западным инвесторам в Украине, составляет 30-40% в долларах. Интересно, что семь из топ-20 инвесторов, которые верят в развивающиеся рынки, зарегистрированы в Скандинавии. Например, в Украину инвестируют фонды Swedbank Robur Osteuropafond и SEB Russia Fund, хотя банки этих финансовых групп сокращают свою деятельность в нашей стране. SEB Russia Fund вкладывает в бумаги сельхозпроизводителей “Миронов¬ский хлебопродукт” и “Авангард”. Последний даже вошел в топ-10 акций фонда с долей 3,1%.
Будут ли иностранцы увеличивать свои инвестиции в Украину? Однозначно — да. Вопрос лишь во времени. Сейчас большинство из них дают рекомендации “покупать” в связи со снижением стоимости многих бумаг. Но и риски сейчас достаточно высоки. Старший инвестиционный управляющий и руководитель группы управляющих по странам emerging markets Alliance Bernstein Морган Хартинг уверен, что развивающиеся рынки — это значительная и наиболее растущая часть мировой экономики с высокой отдачей на капитал. То есть интерес к ним будет только расти.
По материалам: Укррудпром