Реформировать пенсионную систему правительство собирается не только повышением пенсионного возраста, но и за счет введения обязательного накопительного уровня пенсионного страхования. Такая реформа предусматривает, что определенная часть страховых взносов с зарплат граждан (предположительно 7% от зарплаты) будет поступать в накопительные фонды (Пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды). При этом по каждому страхователю будет вестись персонифицированный учет. В дальнейшем эти средства будут передаваться профессиональным компаниям по управлению активами. КУА, в свою очередь, займутся инвестированием этих средств и их приумножением для предотвращения их обесценивания. Кабмин рассчитывает, что реформу удастся реализовать уже с начала 2012 г. «2011 год будет потрачен на то, чтобы подготовить нашу пенсионную систему к накопительным фондам, и уже начиная с 2012 г. первые 3 млрд. грн. поступят в эти фонды, затем практически в геометрической прогрессии фонды будут расти»,— заявил премьер-министр Николай Азаров. По его оценкам, в 2013 г. объем средств в накопительных фондах составит около 6,5 млрд. грн., в 2014 г. — 9,8 млрд. грн.
Планы правительства активизируют деятельность участников рынка негосударственных пенсионных фондов в следующем году. Введение обязательного накопительного пенсионного страхования и заявленный правительством объем новых поступлений в систему будут серьезным для этого стимулом. Ведь на данный момент общий объем взносов в НПФ составляет всего около 850 млн. грн., из которых львиную долю занимают средства юридических лиц (более 800 млн. грн.). Самостоятельно физические лица в негосударственном пенсионном страховании практически не участвуют.
Основные игроки на рынках финансовых услуг в принципе уже имеют свои фонды — сейчас в Украине насчитывается около 100 НПФ. Поэтому планируемая реформа, по прогнозам экспертов, не должна привести к существенному росту количества этих учреждений в 2011 г. К тому же, как отмечает начальник отдела пенсионного обеспечения банка «Хрещатик» Сергей Глазунов, сейчас создание нового пенсионного фонда специально под реформу будет несколько запоздалым. «Участвовать во втором уровне пенсионной системы прежде всего смогут НПФ с опытом работы, стабильными показателями и достаточно большим количеством участников»,— говорит он.
В то же время вместе с проведением реформы существенно усилится значимость управляющих активами НПФ, которые будут допущены ко второму уровню пенсионной системы. Предположительно, такие КУА будут отбираться через достаточно жесткие тендерные условия. «При такой ситуации важнейшую роль будет играть наличие практического успешного опыта в управлении активами НПФ»,— говорит Александр Панченко, директор КУА-АПФ «Тройка Диалог Украина». В связи с этим, по его мнению, в 2011 г. можно ожидать сделки по покупке КУА с хорошим опытом управления средствами НПФ. «Действительно, стоит говорить не о создании новых НПФ, а об усилении значимости квалифицированных управляющих активами фондов. Ведь далеко не все КУА имеют опыт управления активами НПФ, а тем более — успешный»,— подтверждает начальник управления активами КУА «Национальный резерв» Игорь Хмилевский.
Но в любом случае рост рынка НПФ будет зависеть от концепции негосударственного пенсионного обеспечения, которая будет внедряться в Украине. Большого притока взносов НПФ могут и не ощутить. Так, например, российская модель второго уровня пенсионной системы предусматривает добровольный выбор каждым гражданином фонда, в котором будет накапливаться его пенсия. То есть на свое усмотрение можно выбрать государственный или же негосударственный фонд. При этом практика свидетельствует, что частным фондам россияне доверяют свои средства гораздо реже, чем государству. «На сегодняшний день в России только 6% населения воспользовались возможностью открытия накопительного пенсионного счета в негосударственном пенсионном фонде»,— говорит Александр Панченко.
Источник: Экономические известия