Тогда с чем же готово расстаться государство? В список объектов, которые Фонд госимущества может выставить на продажу в 2014 году, входит почти 140 предприятий из группы крупных и стратегических активов (госдоли самые разные: от 100 процентов до нескольких). Но лишь немногие из них действительно могут быть интересны частному бизнесу настолько, чтобы государство смогло выполнить намеченный план по поступлениям от приватизации.
В их число, в частности, входят Одесский припортовый завод (доля государства 99,6%), харьковский турбинный завод "Турбоатом" (75,2%), мариупольский машиностроительный завод "Азовмаш" (50%), титаново-химическое предприятие "Сумыхимпром" (99,9%). Если ФГИ продаст их все вместе с остатками облэнерго и газопоставляющих компаний, приватизационный план может оказаться выполнимым. Но такой сценарий на фоне провального 2013-го, когда ФГИ собрал только 1,5 млрд гривен вместо запланированных 10,9 млрд гривен, выглядит малореальным. Инвестклимат ведь только ухудшается, как свидетельствуют данные Европейской бизнес-ассоциации.
Например, очень большое сомнение вызывает вероятность продажи завода «Азовмаш». Одно из ведущих машиностроительных предприятий Украины, оно слишком тесно связано с именем народного депутата от Партии регионов Юрия Иванющенко, чтобы на него возник хоть какой-то спрос. Несмотря на то, что формально контрольный пакет акций находится под контролем государства, фактически предприятие входит в бизнес-империю Иванющенко. Он сам признал это в интервью журналистам еще в 2011 году. К тому же, для приватизации «Азовмаша» необходимо отдельное решение Кабинета министров, которого до сих пор нет.
Кстати, то же самое относится к еще двум предприятиям, о приватизации которых давно ведутся разговоры, - Одесскому припортовому заводу и «Турбоатому». Еще два года назад глава ФГИ Александр Рябченко озвучил простое и очевидное решение по этим предприятиям: ОПЗ продавать нужно, а «Турбоатом» - нет. Объяснение такой категоричности чиновника лежит на поверхности. ОПЗ, как и остальные предприятия химической отрасли Украины, очень страдает от высокой цены на газ и нуждается в больших инвестициях. До кризиса завод работал с прибылью, но уже в 2009 году был зафиксирован небольшой убыток, который к 2012 году (с перерывом на успешный 2011-ый) достиг рекордных 122,5 млн гривен.
При этом ОПЗ может быть очень лакомым куском для инвесторов, так как он располагает крупнейшим в СНГ производством аммиака и просто крупным производством карбамида, а также уникальным - единственным в стране – терминалом по перевалке аммиака на морские судна. Кроме того, одесский завод является конечным звеном аммиакопровода Тольятти-Горловка-Одесса. В 2009 году была предпринята попытка приватизировать ОПЗ, тогда он был продан «приватовской» фирме «Нортима» за 5 млрд гривен. Впоследствии результаты конкурса, как известно, были отменены.
На сегодня основным претендентом на приобретение ОПЗ считается бизнесмен Дмитрий Фирташ. Его химическая империя уже объединяет четыре крупных химпредприятия в Украине: черкасский «Азот», «Северодонецкое объединение «Азот», концерн «Стирол» и «Ровноазот». Перспективы Игоря Коломойского, который был покупателем ОПЗ в прошлый раз, на повторной приватизации выглядят очень смутными: при президенте Викторе Януковиче днепропетровский бизнесмен не купил ни одного объекта. Посол России Михаил Зурабов также говорил об интересе к ОПЗ у российского бизнеса. «Но я думаю, что украинские партнеры не готовы к тому, что российская сторона целиком приобретет предприятие. Возможно, будет создан некий консорциум», - заявил он летом прошлого года. ОПЗ, согласно озвучивавшимся оценкам, является самым дорогим гособъектом, который может быть продан. В 2012-2013 году озвучивались оценки от 4 до 7 млрд гривен.
Что касается «Турбоатома», его приватизация выглядела бы очень нелепой. Этот завод один из немногих государственных объектов, который не просто работает, но работает очень успешно. Только за последний год он получил чистую прибыль почти 585 млн грн, продав продукции почти на 2 млрд грн. Средняя зарплата на заводе – больше чем в среднем по Киеву! «Такой объект продавать мы спешить не будем», - заявил на днях и.о. вице-премьера Юрий Бойко, фактически поставив крест на приватизации «Турбоатома». Если все же в правительстве передумают, интерес к харьковскому предприятию проявляют в России, говорил Зурабов. Рябченко говорил, что за «Турбоатом» при желании можно выручить до $600 млн.
Еще один момент: продажа «Азовмаша», ОПЗ и «Турбоатома» в графике приватизации запланирована аж на декабрь. Учитывая, что планы ФГИ по срокам практически никогда не совпадают с реальностью, можно предположить, что в этом году они проданы не будут.
Вот и получается, что фактически единственным крупным объектом, который уйдет из госсобственности, будет полубанкрот «Сумыхимпром». Предприятие со стартовой стоимостью около 400 млн гривен (плюс к этому инвестора обяжут погасить долги завода) планируют продать до лета. Если раньше интерес к «Сумыхимпрому» проявлял исключительно Group DF Дмитрия Фирташа, то на прошлой неделе о своем желании приобрести его заявила компания «Райз» аграрного барона Олег Бахматюк. В 2013 году она приватизировала завод калийных удобрений «Полиминерал» в Львовской области, а сейчас постарается прикупить еще и производство фосфатных удобрений. Впрочем, скорее всего, участие Бахматюка в конкурсе будет техническим: для легитимизации продажи завода Фирташу нужно минимум два участника. К тому же одним из направлений деятельности «Сумыхимпрома» является производству двуокиси титана, а «Райз» не имеет никакого опыта в титановом бизнесе.
Среди предприятий, которые ФГИ настроен продать в этому году, есть много других, в том числе легендарный завод «Свема», два НИИ в Харькове и Киеве, Днепродзержинская ТЭЦ. Однако даже с учетом их приватизации, вероятнее всего, годовой план выполнен не будет и недостачу доходов опять придется покрываться за счет новых займов. А объявленное Януковичем окончание «большой приватизации» окажется очень преждевременным.
приватизация в украине, приватизация в украине 2014