Продажные компании: кто будет покупать украинские компании в следующем году

Продажные компании: кто будет покупать украинские компании в следующем году

В 2010 году в Центральной и Восточной Европе объем сделок по слияниям и поглощениям увеличится на 50%. Общая сумма сделок, по его расчетам, достигнет EUR65 млрд, тогда как в 2009-м она составила ...

Хайнц Сернец связывает рост рынка в 2010 году с тем, что мировая экономика восстанавливается, а компании все еще достаточно дешевые. Это подталкивает инвесторов скупать активы. По словам директора инвестиционно-банковского управления «Ренессанс Капитал Украина» Сергея Алексеенко, в Украине этот рост вынужденный. «У многих компаний в последние два года полностью отсутствовали источники внешнего финансирования. Разместить еврооблигации или выйти на IPO было практически невозможно, банковские кредиты были также недоступны или невыгодны», — напоминает он. Поэтому единственным выходом для собственников часто была продажа непрофильных бизнесов. Это вызвало оживление на рынке в 2010-м.

Характерная особенность текущего года в том, что основные покупки на рынке совершались либо украинскими, либо российскими инвесторами. Других крупных покупателей практически не было. Например, в начале 2010-го россияне приобрели контрольный пакет корпорации «ИСД», кроме того, группа российских инвесторов купила в мае меткомбинат «Запорожсталь». ММК им. Ильича достался украинцу Ринату Ахметову, который, к слову, купил бы и Запорожсталь, если бы россияне не заплатили за актив большую сумму, сорвав уже состоявшуюся сделку. Российский ВымпелКом договорился с украинской компанией «Киевстар Дж. Эс. Эм.» о слиянии весной этого года. Украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ оформил покупку горловского химкомбината «Стирол».

Основной мотив крупных отечественных покупателей — усилить свою долю на рынке. Так, группа «Метинвест», принадлежащая Ринату Ахметову, присоединила к своим активам Мариупольский меткомбинат им. Ильича. Теперь у Ахметова попросту нет конкурентов на рынке. Масштабно укрупнилась компания Group DF Дмитрия Фирташа. После приобретения Стирола группа стала крупнейшим химическим холдингом в Украине. И вероятно, ее укрупнение продолжится: собственник Черкасского Азота Александр Ярославский заявил в сентябре, что получил предложение от Дмитрия Фирташа продать завод. Стороны не сошлись в цене, но не исключено, что покупка состоится в ближайшее время. Кроме того, Group DF традиционно интересуется приватизацией Одесского припортового завода.

Активность российских инвесторов обусловлена сразу несколькими факторами. Во-первых, российская экономика сравнительно неплохо пережила кризис. Несколько сделок финансировались российским государственным Внешэкономбанком, у которого достаточно средств на крупные покупки в Украине. Во-вторых, с приходом к власти команды Виктора Януковича в начале года было сделано несколько политических заявлений, включающих зеленый свет российскому капиталу в нашу страну.

В следующем году, согласно прогнозам Сергея Алексеенко, рынок M&A продолжит рост. «Крупных сделок, возможно, будет меньше, однако в денежном эквиваленте рынок вырастет», — уверен он. С одной стороны, у инвесторов появится больший выбор источников средств для покупок. Кроме собственных денег, это могут быть банковские займы, евробонды и IPO — мировые финансовые рынки уже сейчас оживают. С другой стороны, расширится список источников средств и у продавцов. У собственника появится выбор: продавать непрофильные активы или, к примеру, разместить еврооблигации, так что он уже не будет спешить продавать бизнес. В этой ситуации стоимость активов возрастет.

По словам Сергея Алексеенко, в следующем году будут выставлены на продажу в первую очередь компании FMСG, экспортеры, сельхозпроизводители и сырьевые активы. Именно эти предприятия привлекательны сейчас как для украинских ФПГ, так и для иностранных инвесторов, причем не только российских.
Очень важной и в какой-то мере знаковой сделкой станет приватизация Укртелекома, которая запланирована на конец этого года. «Успешная и прозрачная приватизация может дать мощный «пресс-эффект». Например, инвестор в Германии прочтет в Financial Times о том, что его родная Deutsche Telekom купила в Украине Укртелеком. Он задумается: не стоит ли и ему тоже инвестировать в эту страну», — говорит Сергей Алексеенко.

По материалам: Контракты

Читайте также