Switch to English
Вход
Инвестиционные предложения
Новости
Аналитика
инвестировать Найти инвестора

Новости

Пять "нет", которые нужно знать иностранным банкирам

Пять "нет", которые нужно знать иностранным банкирам

×
392

Пять "нет", которые нужно знать иностранным банкирам

  • Время после кризиса стало для иностранных банкиров работой над ошибками. Что необходимо помнить их последователям, чтобы не наступить на те же грабли?

Погоня за доходами на украинском рынке обернулась для западных групп большими потерями, вплоть до ухода с него. Минус 38 млрд. грн. на начало 2010 года — не только пик убытков банковской системы за всю историю, но и показательный итог работы финансистов в период с 2006 по 2009 год. Тогда иностранцы активно заходили на отечественный рынок и разворачивали кредитование, не сомневаясь в получении высокой прибыли и скором возврате своих средств. Так бы и произошло, если бы на тот момент они помнили о нескольких главных «но».

Вред инвалюты

Большинство западных банков, которые пришли в Украину в 2005-2007 годах, главный источник доходов видели в различии цен между привлеченными ресурсами на своих рынках и выданными кредитами на украинском. То есть по схеме «купи дешевле – продай дороже». Разница доходила до нескольких десятков процентов, что подстегивало финансистов выдавать все больше и больше кредитов. К примеру, в 2006-2007 годах Райффайзен Банк Аваль увеличил свои активы более чем в два раза, а УкрСиббанк — в 3,5 раза. Все бы ничего, если бы две трети долгосрочных займов не были в долларах. Так, еще два года назад в портфеле УкрСиббанка 64% всех кредитов юрлиц и 92% — населению числились в иностранной валюте.
«Когда иностранцы заходили в Украину, местные финучреждения не были настолько активны, не имели такого большого опыта в кредитовании и не обладали таким ресурсом, который был у «дочек» иностранных банков», — вспоминает заместитель председателя правления VAB Банка Антон Шаперенков. Но никто не рассчитывал на кризис ликвидности и резкую девальвацию гривны осенью 2008-го. Дешевых денег не стало, украинцы перестали погашать займы, а банкиры понесли убытки. Показателен пример шведских групп (Swedbank и SEB), которые отказались от работы с населением.

NB: Разница в цене ресурсов не может быть основой для долгосрочных займов. Кредиты в инвалюте должны получать те, кто в них зарабатывает.

Размер сети

Дорогая и неэффективная сеть — вывод, к которому иностранцы пришли только с кризисом. «К сожалению, она такой была всегда. Нельзя покупать сеть ради сети без видения ожидаемой линейки продуктов и окупаемости», — констатирует руководитель направления аудиторских услуг для компаний финансового сектора КПМГ в Украине Вадим Кунцевич. Однако в нашем случае было именно так — на стоимость влияло количество банковских отделений, которые порой росли в геометрической прогрессии. К примеру, принадлежащий грекам Универсал Банк в 2006-м имел только 32 подразделения, а на начало 2009-го их насчитывалось уже 181. Многие из них были адаптированы лишь под выдачу кредитов, поэтому кризис свел многие функции на нет. «Розничный бизнес требует больших инвестиций. В период бурного развития иностранные банки пошли именно по пути объемного инвестирования в сеть отделений и банкоматные сети, — отмечает и Шаперенков. Никто не ожидал, что так быстро придет кризис. Поэтому фактически те инвестиции, которые были вложены в Украину, не успели сработать на результат».

NB: Отделения должны быть ориентированы на получение не только процентных, но и комиссионных доходов.

Раздутый штат

Гонка за количеством отделений и объемами выданных кредитов провоцировала резкое увеличение персонала в банках. Сейчас финансисты признаются, что брали на работу фактически всех желающих. «Наиболее распространенная ошибка в подборе персонала – экстенсивный рост сети отделений и увеличение штата без нормирования персонала и адекватной оценки эффективности работы», — считает директор по персоналу банка «Финансы и Кредит» Антонина Добровольская. С прекращением кредитования в кризис оказалось, что штат отделений банка гораздо превышает оптимальное значение, не все сотрудники могут эффективно адаптироваться к новым задачам. Ведь на смену кредитам, за которыми заемщики были готовы стоять в очередях, пришли депозитные продукты, воспользоваться которыми после кризиса заставить клиентов не так просто. Вырос спрос на специалистов по работе с проблемной задолженностью и рисковиков.

Универсальность сотрудников была приоритетом лишь в единичных банках, поэтому к 2009 году ситуация оказалась парадоксальной: финучреждения нуждались в персонале, которого не было на рынке, но одновременно увольняли тысячи ненужных сотрудников. «Разница в требованиях обусловлена самим рынком. До кризиса все наращивали объемы и закрывали глаза на качество, сейчас же с точностью до наоборот», — резюмирует партнер Talent Advisors Алексей Комличенко. По данным портала rabota.ua, наиболее динамичный рост вакансий в банковской сфере — по направлению «риск-менеджмент». Спрос на этих специалистов будет сохраняться и далее.

NB: Не раздувать штат. Банковские служащие должны быть «универсальными солдатами», которых в случае изменений на рынке можно быстро переориентировать на другие направления.

Несовершенные законы

Мало кто предполагал, что возврат своих же денег для банков обернется судебными делами. Проблемы были у всех финансистов, и иностранные — не исключение. Среди громких: Укрсоцбанк — «Пузата хата», ВТБ Банк — «Таргет», КИБ «Креди Агриколь» — «ТММ». Много дел осталось за кадром, а обвинения, что судебная система в Украине не работает должным образом, стали уже притчей во языцех. Выбивать долги у физлиц — дело не менее изощренное, нежели судиться с бизнесом. Украинское законодательство в большей мере направлено на защиту заемщиков, чем банков. Заместитель председателя правления ЭРДЭ Банка Виктор Половинко главной ошибкой работы банков с зарубежным капиталом в последние несколько лет на отечественном рынке называет недостаточное знание законодательной базы Украины.

NB: Учить законодательство по защите своих прав.

Культурные различия

Как ни крути, а еще одно классическое «нельзя» — это культурные различия. Об этом сказано во всех учебниках по менеджменту, однако на практике дает сбой. Наличие иностранных специалистов на топовых позициях не всегда является залогом успеха, эффективности и сохранности активов. «Во-первых, профессиональный уровень украинских специалистов не уступает уровню приглашенных, а понимание местной специфики гораздо выше, при более низком уровне мотивации в виде оплаты труда и социального пакета. Во-вторых, клиенты в основном местные, со сложившимся украинским пониманием роли банков, заемщиков и банковских практик», — считает Вадим Кунцевич. Топ-менеджмент своих украинских «дочек» поменяли такие группы, как BNP Paribas, Commerzbank, Intesa Sanpaolo, OTP. Те же структуры, которые изначально возглавляли иностранцы, не всегда оперативно реагировали на рыночные изменения и вряд ли могли предсказать, чем закончится кризис в Украине. Нередко можно услышать обвинения в адрес прежних акционеров или менеджмента, которые выдавали плохие кредиты. Это справедливо лишь отчасти: нельзя выданные в другой системе кредиты наложить на новый риск-менеджмент.

NB: Ряды западных финансистов должны дополнять или даже возглавлять украинские топ-менеджеры. Они лучше знают правила игры и умеют общаться с местными заемщиками. 

Инвест Газета

Комментарии

comments powered by Disqus
Вверх

Задать вопрос

×