Реалии государственно-частного партнерства в Украине

Реалии государственно-частного партнерства в Украине

На прошлой неделе вступил в силу Закон №2404 от 27.07.10 г. “О государственно-частном партнерстве”. В этом документе прописаны правила, по которым государство будет работать с бизнесом в ...

Не халявщик, а партнер

Согласно букве отечественного Закона, завязать партнерство с государством вроде бы несложно (см. “Схема…”). Партнерство будет оформляться в виде либо договоров концессии, либо договоров о совместной деятельности, либо соглашений о разделе продукции. Срок действия договора государственно-частного партнерства (ГЧП) не должен быть менее 5 лет, но и не может превышать 50 лет. Доля государства в совместном проекте может быть представлена, например, объектами недвижимости, в том числе и земельными участками. Представители бизнеса, в свою очередь, обязуются успешно вести хозяйственную деятельность и отчислять государству часть прибыли, полученной от использования переданных в проект объектов.
Со стороны бизнеса участником ГЧП может стать любой предприниматель, предприятие или группа компаний. Государственным партнером может выступать новосозданый специально уполномоченный орган исполнительной власти (СУОИВ) или местные советы. Органы местного самоуправления будут партнерами в случае передачи объектов, находящихся в их собственности, а СУОИВ — в отношении прочего государственного имущества.
Заявленная цель введения ГЧП — повышение эффективности использования объектов государственной и коммунальной собственности. В этой связи законодатели оптимистически рассчитывают на то, что Закон о ГЧП позволит улучшить инвестиционную привлекательность экономики нашего государства. “Конечно, принятый Закон не способен мгновенно улучшить не очень благоприятный бизнес-климат в нашей стране, который формировался таким на протяжении многих лет. Хотя во многих странах с переходной экономикой он стал действенным инструментом в привлечении инвестиций”, — отмечает Сергей Оберкович, партнер юридической фирмы “Гвоздий и Оберкович” (г.Киев; с 2003 г.; 17 чел.).

gchp.gif

Туманный опыт

Условия сотрудничества государства и частного капитала при реализации совместных проектов впервые додумались формализовать в Великобритании. Связано это было с тем, что в конце 1970-х годов английская экономика переживала свои худшие времена. Из-за проблем с доходами госбюджет не справлялся с финансовым обеспечением медицины, образования, не было денег для развития городской и транспортной инфраструктуры. Для привлечения в эти сектора частного бизнеса был разработан механизм Public-Private Partnership (PPP). Через три десятка лет, к середине 2008 г., в Великобритании действовали уже 625 проектов РРР на общую сумму 56,7 млрд фунтов стерлингов.
Кстати, практика партнерства не всегда дает хорошие результаты. Так, Комиссия по архитектуре и строительству (CABE) Великобритании в 2007 г. установила, что 9 из 10 плохо построенных школ в Великобритании появились на свет в результате РРР.
Первые проекты ГЧП в странах Цент­ральной и Восточной Европы появились в начале 1990-х годов. Наиболее активно за их внедрение взялись в Венгрии, прежде всего потому, что для государственных финансов этой страны характерен большой бюджетный дефицит. Венгры реализуют программы ГЧП даже в такой специфической сфере, как пенитенциарная система.
В России самым громким проектом ГЧП стало строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. С 2006 г. стоимость этой автострады возросла с $2 млрд до $9 млрд, а срок сдачи был перенесен с 2011 г. на 2013 г., а затем на 2014 г. В настоящее время из 49 км дороги в эксплуатацию введены 6 км. Финансирование строительства Западного скоростного диаметра распределено между государством и частным инвестором (компания, которую связывают с Олегом Дерипаской) в соотношении 50% к 50%.
Украина взялась за внедрение опыта ГЧП только после появления первых симптомов финансового кризиса (см. БИЗНЕС №21 от 26.05.08 г., стр.23-25). И интенсивность работы над законопроектом о ГЧП возрастала по мере ухудшения состояния отечественных государственных финансов (см. БИЗНЕС №9 от 02.03.09 г., стр.20, 21; №17 от 27.04.09 г., стр.18, 20).
Следует отметить, что ГЧП приобретает особую привлекательность в условиях подготовки к проведению Евро-2012. У государства появился реальный инструмент привлечения частного капитала, например, в дорожное строительство. Кстати, Польша намерена почти 20% средств, необходимых на подготовку к проведению Евро-2012, мобилизовать за счет частных инвестиций в рамках проектов ГЧП. Общие затраты Польши на проведение футбольного чемпионата ожидаются на уровне $15 млрд.

Крупные интересы

Заведующий кафедрой экономики и маркетинга Донецкого национального технического университета Александр Кендюхов считает, что Закон о ГЧП заинтересует в первую очередь представителей крупного бизнеса. Свой вывод экономист объясняет тем, что отрасли, приведенные в Законе как наиболее приоритетные для развития ГЧП (см. “Отрасли…”), находятся под контролем крупных финансово-промышленных групп. “Раньше бизнесмены искали возможность по заниженной цене приватизировать госпредприятия. После принятия Закона о ГЧП достаточно договориться с чиновниками или местными депутатами, чтобы получить возможность пользоваться землей, месторождением или имуществом интересного госпредприятия”, — говорит Александр Кендюхов. В этой связи он предрекает успех программ ГЧП в сфере добычи тех полезных ископаемых, которые необходимы для предприятий горно-металлургического комплекса, а также в нефтегазовой отрасли. Надо отметить, что отечественные эксперты назвали и другие отрасли, потенциально интересные для ГЧП (см. “Сектора…” на стр.19).
В свою очередь, Валерий Гладкий, генеральный директор исследовательского центра “БЭСТ” (г.Киев; с 2008 г.; 11 чел.), не исключает, что вследствие объективных факторов, наличия обширной материально-технической базы и финансовых ресурсов крупные компании могут чаще выигрывать конкурсы по определению частного партнера, особенно если речь идет о реализации проектов ГЧП национального значения.

Отрасли, в которых, согласно Закону, предусматривается развитие ГЧП

- Поиск, разведка и добыча полезных ископаемых
- Производство, транспортировка и поставки тепла и газа
- Производство, распределение и поставка электроэнергии
- Строительство автострад, железнодорожного полотна, взлетных полос аэродромов, мостов, портов, тоннелей метрополитенов и прочих объектов инфраструктуры
- Машиностроение
- Охрана здоровья
- Туризм, рекреация, культура и спорт
- Переработка отходов
- Управление недвижимостью
- Сбор, очистка и распределение вод

Вне конкурса

Теоретически представители малого и среднего бизнеса могут довольствоваться реализацией проектов ГЧП местного масштаба, но стать частным партнером смогут не все предприниматели. Дело в том, что отбор партнера в рамках ГЧП будет проводиться на конкурсной основе. Необходимо отметить, что Закон содержит лишь общий алгоритм проведения конкурса в рамках ГЧП (см. “Схема…” на стр.19). Отсутствие на законодательном уровне детально выписанного порядка проведения конкурса повышает вероятность коррупции со стороны чиновников.
Один из авторов законопроекта, председатель Комитета ВР по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Наталия Королевская, говорит, что при обсуждении из текса законопроекта пришлось изъять отдельные нормы, поскольку в противном случае Закон не имел шансов быть принятым в парламенте (см. “Депутат…”). В результате Закон предоставляет чиновникам право определять частного партнера по результатам конкурса с одним участником. Таким образом, именно чиновник становится ключевой фигурой в ГЧП. Поэтому следует ожидать, что на региональном уровне к реализации выгодных проектов ГЧП в первую очередь будут допущены предприниматели, имеющие налаженные связи с представителями органов местного самоуправления или деньги для убедительных взяток.

Эксперт — о коррупционности

Светлана Хеда (32),
советник юридической фирмы “Саенко Харенко” (г.Киев; с 2004 г.; 60 чел.):

— Принятый Закон является рамочным и не в полной мере соответствует международным стандартам разработки законодательства о ГЧП. К примеру, принцип прозрачности не включен в перечень основных принципов осуществления ГЧП. Кроме того, Закон не содержит антикоррупционных положений. Несмотря на это, многие заинтересованные стороны считают его важным документом, который декларирует государственную политику в сфере ГЧП и позволит запустить пилотные проекты ГЧП. Стоит отметить, что документ не является гарантией того, что представители бизнеса массово бросятся подписывать с государством договоры о партнерстве. В то же время достоинством данного документа является то, что государственным парт­нером в рамках ГЧП будут выступать конкретные государственные органы в лице соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления, что является определенной гарантией для частных партнеров.

Депутат — о политической целесообразности

Наталия Королевская (35),
председатель Комитета ВР по вопросам регуляторной политики и предпринимательства:

— Необходимо понимать, что ГЧП возможно в самых различных отраслях экономики. Поэтому предусмотреть единый порядок проведения конкурса по отбору частного партнера с учетом специфики конкретной отрасли невозможно. Недостатком Закона является отсутствие детально выписанного механизма предоставления земельных участков. Хотя данные положения присутствовали в первоначальном варианте. Но в ходе доработки данную норму пришлось исключить, поскольку на этом настаивали члены Комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений. Мы вынуждены были согласиться на принятие несколько урезанного варианта текста Закона, поскольку в противном случае политические партии не поддержали бы данный документ, который и без того рассматривался парламентом на протяжении двух лет.

По материалам издания: Бизнес

Читайте также