Рейтинг рискованности инвестиций во 2 квартале 2010 г.

Рейтинг рискованности инвестиций во 2 квартале 2010 г.

Наиболее рискованными вложениями во 2 квартале 2010 г. будут: земля, недвижимость, строительство, банковский сектор, ритейл, производства и торговля стройматериалами.

Ис­хо­дя из по­ка­за­те­лей эко­но­ми­ки Укра­и­ны во 2 квар­та­ле 2010 го­да, в бли­жай­шее вре­мя са­мы­ми рис­ко­ван­ны­ми ин­ве­сти­ци­я­ми бу­дут:

 

Рейтинг рискованности инвестиций

1
Земля
E
98
2
Недвижимость
Е
93
3
Строительство
E
90
4
Банковская сфера
E
88
5
Ритейл
E
86
6
Стройматериалы
E
85
7
Реклама
E
82
8
Машиностроение
D
78
9
Транспорт
D
77
10
Металлургия
D
75

* ука­зан уро­вень рис­ка ин­ве­сти­ро­ва­ния в от­рас­ли (по 100-баль­ной шка­ле)
А - 1-20; В - 20-40; С - 40-60; D - 60-80; Е - 80-100.

Рас­смот­рим де­таль­но каж­дую от­расль:

1. Зем­ля

В те­че­ние 2010 го­да от­расль зем­ли уве­рен­но ли­ди­ру­ет в рей­тин­ге рис­ко­ван­ных ин­ве­сти­ций, и в пер­спек­ти­ве бу­дет удер­жи­вать паль­му пер­вен­ства еще дол­гое вре­мя. Ос­нов­ная при­чи­на это­го кро­ет­ся в не­адек­ват­ном це­но­об­ра­зо­ва­нии, ко­то­рое фор­ми­ро­ва­лось на этом рын­ке в те­че­ние по­след­них 5 лет. Это при­ве­ло к су­ще­ствен­но­му за­вы­ше­нию эко­но­ми­че­ски обос­но­ван­ной сто­и­мо­сти и со­зда­нию свое­об­раз­ной финан­со­вой пи­ра­ми­ды, ко­то­рая дер­жа­лась ис­клю­чи­тель­но бла­го­да­ря по­сто­ян­но­му ро­сту цен на зем­лю. По фак­ту скла­ды­ва­лась си­ту­а­ция, ко­гда зе­мель­ные участ­ки про­да­ва­лись до­ро­же, чем уже го­то­вые зда­ния и со­ору­же­ния с участ­ка­ми, на ко­то­рых они сто­ят. Имен­но это и ста­ло апо­ге­ем пи­ра­ми­ды, ко­то­рая пы­та­лась еще дер­жать­ся, но через год по­сле на­ча­ла кри­зи­са рас­сы­па­лась в од­но мгно­ве­ние. Се­го­дня зем­ля на­би­ра­ет в рей­тин­ге 98 бал­лов в об­щем за­че­те и за­креп­ля­ет­ся в ли­де­рах.

2. Не­дви­жи­мость

В по­след­нее вре­мя все боль­ше по­яв­ля­ет­ся за­ко­но­да­тель­ных ини­ци­а­тив, ко­то­рые пред­по­ла­га­ют вве­сти на­ло­го­об­ло­же­ние не­дви­жи­мо­сти, что долж­но бу­дет нор­ма­ли­зо­вать ры­нок не­дви­жи­мо­сти и сфор­ми­ро­вать объ­ек­тив­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние не нем. По­ка что толь­ко часть нор­ма­тив­ных ак­тов при­ня­ты, и они еще не ока­за­ли долж­но­го вли­я­ния на ры­нок, но тен­ден­ция на сни­же­ние уже на­ме­ти­лась. В та­кой си­ту­а­ции ин­ве­сти­ро­вать сред­ства в ак­ти­вы, по­сто­ян­но те­ря­ю­щие в цене, нет смыс­ла до тех пор, по­ка ры­нок не­дви­жи­мо­сти не ста­би­ли­зи­ру­ет­ся и не бу­дут чет­ко сфор­ми­ро­ва­ны "пра­ви­ла игры" на нем. Не­смот­ря на плав­ное сни­же­ние цен по ос­нов­ным сег­мен­там, ин­ве­сти­ции в дан­ный сег­мент оста­ют­ся все еще вы­со­ко­ри­с­ко­ван­ны­ми, и не­дви­жи­мость за­ни­ма­ет уве­рен­ное 2 ме­сто с 93 бал­ла­ми.

3. Стро­и­тель­ство

Стро­и­тель­ная от­расль за­мы­ка­ет трой­ку ли­де­ров рей­тин­га с 90 бал­ла­ми. Не­смот­ря на улуч­ше­ние по­зи­ций по срав­не­нию с преды­ду­щим рей­тин­гом, ин­ве­сти­ци­он­ные рис­ки оста­ют­ся слиш­ком вы­со­ки­ми. Од­на­ко сто­ит от­ме­тить сба­лан­си­ро­ван­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние на услу­ги от­рас­ли, ко­то­рое воз­ник­ло имен­но бла­го­да­ря из­быт­ку пред­ло­же­ния вы­со­кой кон­ку­рен­ции на рын­ке. Тем не ме­нее, не сто­ит за­бы­вать о том, что ин­фра­струк­ту­ра от­рас­ли в преды­ду­щие го­ды со­зда­ва­лась с за­па­сом на бу­ду­щее, и се­го­дня боль­шая часть мощ­но­стей оста­ет­ся все еще не­за­дей­ство­ван­ной, а это озна­ча­ет, что ин­ве­сти­ции как в су­ще­ству­ю­щие стро­и­тель­ные ком­па­нии, так и в но­вые не­сут не­ве­ро­ят­но вы­со­кие биз­нес-рис­ки.

4. Бан­ков­ская сфе­ра

Не­смот­ря на то, что бан­ков­ская от­расль боль­ше всех по­стра­да­ла от кри­зи­са, су­ще­ствен­но­го вос­ста­нов­ле­ния или ра­дуж­ных пер­спек­тив ста­биль­но­сти по­ка ожи­дать еще ра­но. Са­мой боль­шой про­бле­мой от­рас­ли в стране яв­ля­ет­ся не столь­ко чрез­мер­ная за­дол­жен­ность, сколь­ко слиш­ком низ­кий уро­вень до­ве­рия на­се­ле­ния к бан­кам, что не поз­во­ля­ет бан­ков­ской сфе­ре пол­но­цен­но ра­бо­тать в рам­ках всех средств, ко­то­рые мож­но бы­ло бы при­влечь в финан­со­вую си­сте­му. По­след­ние банк­рот­ства бан­ков и про­бле­мы с вы­пла­той де­по­зи­тов на­се­ле­нию за­ло­жи­ли "бом­бу за­мед­лен­но­го действия", ко­то­рая мо­жет сра­бо­тать в лю­бой мо­мент, ко­гда вклад­чи­ки по­чув­ству­ют яв­ную не­ста­биль­ность и ре­шат мас­со­во изъ­ять свои сред­ства из бан­ков. В те­ку­щей си­ту­а­ции ин­ве­сти­ции в бан­ков­скую сфе­ру, как в по­куп­ку су­ще­ству­ю­ще­го учре­жде­ния, так и в со­зда­ние но­во­го, не­сут слиш­ком вы­со­кие рис­ки, что ста­вит бан­ков­скую сфе­ру на 4 ме­сто в рей­тин­ге с 88 бал­ла­ми.

5. Ри­тейл

Все бо­лее рис­ко­ван­ным ста­но­вит­ся ри­тейл. Стра­те­гия быст­ро­го ро­ста в преды­ду­щие го­ды ста­ла при­чи­ной со­зда­ния тор­го­вых то­чек и ком­плек­сов, ко­то­рые по­про­сту ока­за­лись не­вос­тре­бо­ван­ны­ми в пе­ри­од спа­да по­тре­би­тель­ско­го спро­са. Кро­ме это­го, учи­ты­вая боль­шое ко­ли­че­ство иг­ро­ков на рын­ке, стре­ми­тель­ный рост стал при­чи­ной стар­та за­ра­нее не­пер­спек­тив­ных и да­же убы­точ­ных про­ек­тов, мно­гие из ко­то­рых очень да­ле­ки от ста­дии за­вер­ше­ния. Се­го­дня ин­ве­сти­ции в по­куп­ку объ­ек­тов ри­тей­ла пред­став­ля­ют до­ста­точ­но су­ще­ствен­ные рис­ки, прав­да со­зда­ние но­вые тор­го­вых то­чек или се­тей та­ит еще боль­ше опас­но­стей, что до­ка­за­ли не­од­но­крат­ные банк­рот­ства тор­го­вых ком­па­ний по всей стране. Та­ким об­ра­зом, от­расль ри­тей­ла за­ни­ма­ет 5 ме­сто в рей­тин­ге с 86 бал­ла­ми.

6. Строй­ма­те­ри­а­лы

От­расль строй­ма­те­ри­а­лов под­ни­ма­ет­ся на 6 ме­сто рей­тин­га с 85 бал­ла­ми. Не­смот­ря на ка­жу­ще­е­ся ожив­ле­ние роз­нич­но­го рын­ка строй­ма­те­ри­а­лов, су­ще­ствен­ных сдви­гов сей­час не на­блю­да­ет­ся и спро­сом поль­зу­ют­ся в ос­нов­ном то­ва­ры для те­ку­ще­го и сред­не­го ре­мон­та. Стро­и­тель­ные ком­па­нии, ко­то­рые бы­ли ос­нов­ны­ми по­тре­би­те­ля­ми строй­ма­те­ри­а­лов по­ка не мо­гут "отойти" от кри­зи­са и на­чать ра­бо­тать в преж­нем объ­е­ме, что и вли­я­ет на сни­же­ние спро­са на стро­и­тель­ные ма­те­ри­а­лы для ка­пи­таль­но­го стро­и­тель­ства. С уче­том пер­спек­тив рын­ков не­дви­жи­мо­сти и стро­и­тель­ства на бли­жай­шие 4-5 лет, ка­пи­таль­ные ин­ве­сти­ции в от­расль про­из­вод­ства и тор­гов­ли строй­ма­те­ри­а­ла­ми оста­ют­ся слиш­ком вы­со­ки­ми, что удер­жи­ва­ет от­расль "в крас­ной зоне" на 6 ме­сте с 85 бал­ла­ми.

7. Ре­кла­ма

Ре­клам­ный ры­нок хоть и ухо­дит "в пе­ри­од отпусков", но пер­вое по­лу­го­дие ра­бо­ты по­ка­за­ло, что рис­ки ин­ве­сти­ций в ры­нок про­из­вод­ства и раз­ме­ще­ния ре­кла­мы прак­ти­че­ски не умень­ши­лись. В свя­зи с пе­ре­хо­дом мно­гих тор­го­вых и про­из­вод­ствен­ных ком­па­ний на аль­тер­на­тив­ные ме­то­ды мар­ке­тин­го­вых ак­тив­но­стей, ре­клам­ный ры­нок все боль­ше ощу­ща­ет пе­ре­из­бы­ток пред­ло­же­ния, что при­во­дит к це­но­во­му дем­пин­гу и от­ча­ян­ной борь­бе за кли­ен­тов. В та­кой си­ту­а­ции зна­чи­тель­ные ин­ве­сти­ции в су­ще­ству­ю­щий ли­бо но­вый биз­нес на этом рын­ке все еще опас­ны - 7 ме­сто и 82 бал­ла.

8. Ма­ши­но­стро­е­ние

Ма­ши­но­стро­е­ние та­ит огром­ные рис­ки, свя­зан­ные не столь­ко с те­ку­щей си­ту­а­ци­ей, сколь­ко с по­тен­ци­а­лом бу­ду­щих при­бы­лей. Слож­ность си­ту­а­ции за­клю­ча­ет­ся не толь­ко в дли­тель­ных пе­ри­о­дах экс­плу­а­та­ции про­дук­ции от­рас­ли, что поз­во­ля­ет су­ще­ству­ю­щим кли­ен­там от­кла­ды­вать мо­дер­ни­за­цию или за­ме­ну обо­ру­до­ва­ния и тех­ни­ки на бо­лее позд­ний срок, но и кур­со­вые рис­ки, ко­то­рые со­зда­ли се­го­дня не­ве­ро­ят­но при­вле­ка­тель­ные усло­вия ра­бо­ты для ев­ро­пей­ских про­из­во­ди­те­лей. Со­бы­тия по­след­не­го квар­та­ла мо­гут по­ста­вить от­расль ма­ши­но­стро­е­ния в не са­мое удач­ное по­ло­же­ние на ми­ро­вых рын­ках, ку­да, соб­ствен­но, и ори­ен­ти­ро­ва­но боль­шин­ство оте­че­ствен­ных пред­при­я­тий. Кро­ме это­го, учи­ты­вая не­бла­го­при­ят­ные тен­ден­ции в от­рас­лях, яв­ля­ю­щих­ся ос­нов­ны­ми по­тре­би­те­ля­ми про­дук­ции ма­ши­но­стро­е­ния (осо­бен­но стро­и­тель­ство и ме­тал­лур­гия), ин­ве­сти­ро­вать в дан­ную от­расль яв­ля­ет­ся до­ста­точ­но рис­ко­ван­ным за­ня­ти­ем. По ито­гу квар­та­ла ма­ши­но­стро­е­ние за­ня­ло 8 ме­сто с 78 бал­ла­ми.

9. Транс­порт

Как это ни па­ра­док­саль­но, но до­воль­но рен­та­бель­ная тран­порт­ная от­расль се­го­дня ста­но­вит­ся до­воль­но рис­ко­ван­ным биз­не­с­ом. И при­чи­на кро­ет­ся не во внут­рен­них про­бле­мах от­рас­ли, а как раз в кри­зис­ных яв­ле­ни­ях в дру­гих от­рас­лях, ко­то­рые сни­жа­ют объ­е­мы про­из­вод­ства и со­от­вет­ствен­но пе­ре­во­зят на­мно­го мень­ше про­дук­ции. По­сколь­ку транс­порт­ная от­расль ра­бо­та­ла на пол­ную мощ­ность в пе­ри­од бур­но­го ро­ста, а сро­ки экс­плу­а­та­ции тех­ни­ки до­воль­но боль­шие, се­го­дня на рын­ке сфор­ми­ро­вал­ся пе­ре­из­бы­ток транс­порт­ных мощ­но­стей, за­па­са и ре­сур­са ко­то­рых хва­тит еще не дол­гое вре­мя. При та­ком со­сто­я­нии рын­ка ин­ве­сти­ции в не­го не­сут вы­со­кие рис­ки, что вы­во­дит от­расль на 9 ме­сто в рей­тин­ге с 77 бал­ла­ми.

10. Ме­тал­лур­гия

Как ни стран­но, но в де­сят­ку воз­вра­ща­ет­ся ме­тал­лур­гия. За­няв по­чет­ное 10 ме­сто с 75 бал­ла­ми, дан­ная от­расль по­па­ла на эту по­зи­цию ис­клю­чи­тель­но из-за из­ме­не­ния об­ще­ми­ро­во­го спро­са на ее про­дук­цию. Не­смот­ря на зна­чи­тель­ные до­та­ции и сти­му­ли­ро­ва­ние по­треб­ле­ния в раз­ви­тых стра­нах, ме­тал­лур­гия так и не по­лу­чи­ла су­ще­ствен­но­го им­пуль­са к раз­ви­тию и на­ра­щи­ва­нию про­из­вод­ства, по­сколь­ку боль­шая часть го­су­дар­ствен­ной под­держ­ки стран ушла на по­тре­би­тель­ские рын­ки, обой­дя от­рас­ли, ко­то­рые ак­тив­но по­треб­ля­ли ме­талл, в част­но­сти не­дви­жи­мость, стро­и­тель­ство и ма­ши­но­стро­е­ние. С це­лью сни­зить кон­ку­рен­цию и умень­шить объ­е­мы про­ста­и­ва­ю­щих мощ­но­стей, не­ко­то­рые стра­ны по­шли на бес­пре­це­дент­ный шаг и за­кры­ва­ют тех­но­ло­ги­че­ски и мо­раль­но уста­рев­шие ли­нии, осво­бож­дая ры­нок для но­вых пред­при­я­тий. Но это яв­ля­ет­ся лишь до­пол­ни­тель­ным под­твер­жде­ни­ем то­го, что в бли­жай­шем бу­ду­щем ин­ве­сти­ции в ме­тал­лур­гию вряд ли оку­пят­ся.

 По материалам: MPP Consulting

Читайте также