16-17 июня в НСК «Олимпийский» состоялась юбилейная – V крупнейшая специализированная выставка индустрий ритейла и девелопмента в Украине – RAU Expo 2021. В этом году количество спикеров и бизнес-сессий достигло рекордной отметки за пять лет существования мероприятия. В программе выступлений приняли участие около 100 экспертов из Украины и из-за рубежа. А на трех этажах экспозоны свои стенды разместили около 90 ведущих компаний рынка. Чем еще ознаменовалась RAU Expo 2021 – в материале ниже. Организатор мероприятия – Ассоциация ритейлеров Украины.
Темы выступлений в рамках бизнес-сессий формировались на основе актуальных запросов отрасли по ведению бизнеса в условиях ограничений и после локдаунов. Всего программа включала в себя рекордных 17 тематических блоков, охвативших все стороны жизни и работы розничных сетей и торговых центров.
В частности, в первый день в конференц-зале №1 деловую программу открыли топ-менеджеры Nielsen, «Фокстрот», «Ашан», Invogue Fashion Group и Consulting for Retail. Спикеры представили аналитику рынка, тренды и тенденции ритейла в современных условиях.
Параллельно в это время в конференц-зале №2 представители EVA, Metro Cash & Carry Ukraine, WOG, «Фокстрот», RDA и Ruta говорили о собственных торговых марках (СТМ). В частности, об изменении отношения и восприятия покупателями товаров СТМ в связи с пандемией, категориях и ценовых сегментах, в которых выгоднее разрабатывать собственные торговые марки и т.д.
А в конференц-зале №3 проходила сессия «Ресторанный реформат. Как адаптируются кафе и рестораны в условиях постоянных карантина». В спикерском составе основатели таких компаний, как «Ресторанный консалтинг», «Рестораны Гусовских», This is Пивбар, Salateira и Pesto Family. Эксперты оценивали влияние локдаунов на результаты работы, преимущества и недостатки сотрудничества со службами доставки, озвучивали стратегические решения, которые пришлось принять и другое. В частности, ресторатор и соучредитель компании «Рестораны Гусовских» Сергей Гусовский отметил: «Ресторанная отрасль – одна из наиболее пострадавших в результате пандемии. Каждый находил свой путь в определенной степени. Ключевым решением было общение с командами, которые работают в ресторанах, для предсказуемости и общего понимания. Да, времена непростые. Но любые непростые времена в какой-то момент подходят к концу».
А соучредитель Pesto Family Дмитрий Погребицкий поделился суммами инвестиций в новые заведения: «Чтобы открыть ресторан Pesto Cafe, нужно 300-350 тысяч долларов. Сегодня срок возврата инвестиций даже невозможно сосчитать. Если взять 2020 год, то возврат инвестиций – «никогда». А также рассказал о распределении рекламного бюджета: «80% отдаем на диджитал: ведем борьбу с рекламой в Google, продвигаем свою доставку».
После паузы на кофе деловая программа продолжилась. Сессия об инновационных решениях и технологиях в зале №1 включала выступления представителей компаний MOYO, Webpromo, «Инновационный Страховой Капитал» и Secnet EECA. Эксперты выступили с презентациями на темы: «Киберспорт – воздействие через развлечение», «Распознавание лиц для автоматического мониторинга присутствия персонала в закрепленных рабочих зонах торговых точек сети», «Как инновации в страховании влияют на повышение продаж в ритейле» и другие.
В зале №2 сессия «Перспективы инвестиционных проектов в сфере ритейла» прошла под эгидой юридической компании Sayenko Kharenko. В панельной дискуссии приняли участие эксперты «КОЛО», Socar, Watsons Ukraine. Во время обсуждения совладелец сети магазинов «КОЛО» Сергей Войцеховский поделился планами направления инвестиционных бюджетов: «Если говорить о технологических вещах – мы проводим достаточное количество пилотов. Крайне важен прагматичный подход к оценке возврата инвестиций. Мы заходили в несколько проектов по созданию магазинов будущего без привлечения кадров – своеобразного аналога Amazon Go. Но, к сожалению, пока что в Украине объем инвестиций не возвращается в пределах понятных и нормальных сроков. Поэтому, как бы банально это не звучало, основные бюджеты в ближайшие годы мы будем направлять в экспансию, в расширение и все, что связано с мгновенным или просто понятным возвращением инвестиционных бюджетов».
Параллельно в зале №3 состоялась панельная дискуссия под эгидой Franchise group, которая была посвящена антикризисным форматам в франчайзинге. Руководители «Семьи ресторанов Дмитрия Борисова», CSD lab и «Эко-Лавки» делились критериям подбора франчайзи и насколько партнерство помогло остаться сетям «на плаву» в турбулентные времена. Совладелец и директор по развитию сети «Эко-Лавка» Александр Петренко рассказал о своем опыте: «Мы пережили кризис неплохо, даже выросли по сравнению с прошлым годом в разрезе года на 5%. Но многие объекты были закрыты из-за того, что они находились в местах с ограниченным доступом: в торговых центрах, в спортзалах Sportlife и т.д. Однозначно могу сказать, что франшиза помогает бизнесу, особенно во время кризиса. Поскольку ты не один, кто несет на себе это бремя, а ты частично разделяешь его с кем-то. Но кризис также очень быстро указывает на проблемные объекты. Поэтому мы, как и все, оптимизировались максимально: что-то закрыли, что-то открыли, на чем-то поставили акцент, но ни в коем случае не разочаровались во франшизе. Планируем и в дальнейшем ее активно развивать».
Закрывала первый день деловой программы следующая волна бизнес-обсуждений.
Во втором блоке сессии «Инновационные решения и технологии» об искусственном интеллекте в ритейле, системах видеоаналитики и другом говорили представители Bizerba Ukraine LLC, «Лаборатория Зи» TemaBit Fozzy Group, Verna, HPEAruba (ERC), SupplierPlus Group и Konica Minolta Ukraine.
Тема «Новые ТРЦ – открывать нельзя не открывать» собрала в спикерском составе топ-менеджеров Budhouse Group, CKS, Cleaning Pro Group, ТЦ «ТЕМП» и RDA. Программа продолжилась панельной дискуссией, в которой приняли участие руководители ТРЦ River Mall, ТРЦ и БЦ Retroville, Budhouse Group и ТРЦ Respublika Park. Обсуждали работающие методы привлечения аудитории в ТРЦ, уровень арендных ставок и другое.
В рамках сессии «E-commerce. Мультиканальность» выступили представители компаний Intertop, Kasta, Decathlon Ukraine, Meest и Kacho Group. Digital Leader Decathlon Ukraine Дмитрий Стрельчин рассказал о доставке дронами на рынке Польши, интерактивную VR-зону в магазине в ТРЦ Lavina, экоцели компании на ближайшее будущее и прочее. CEO Kacho Group Алина Качоровская детализировала структуру рынка обуви в Украине по происхождению, 5,1% которого занимает украинское производство и 94,9% – импортные модели. И поделилась шагами трансформации Kachorovska в Kacho Group. Мария Самплавская, маркетинг-директор Intertop, в своем выступлении осветила тенденции потребительского поведения: «39% украинцев говорят, что стали реже покупать товары в классических магазинах, в то же время 18% респондентов ответили, что стали отдавать предпочтение покупкам онлайн. 32% опрошенных украинцев в течение следующих двух лет планируют больше покупать в онлайн-магазинах, вместе с тем 20% намерены уменьшить совершения покупок в традиционных магазинах. С увеличением дохода у населения растет склонность к онлайн-покупкам и отказу от покупок в традиционных магазинах. И наоборот, с уменьшением дохода украинцы на 10% реже пользуются онлайн-магазинами».
Первый день выставки завершился вечеринкой в KLITSCHKO EXPO. Партнер мероприятия, компания «Ауди Центр Vipos», кроме возможности тест-драйва различных моделей автомобилей в течение двух дней RAU Expo 2021, для всех гостей VIP party подготовила автошоу.
Второй день крупнейшей встречи ритейла Украины был не менее насыщенным.
Сессия №1 в первом конференц-зале была посвящена опыту международных ритейлеров. Среди выступающих: топ-менеджеры FLO, Lacoste, Yves Rocher, а также Colliers Ukraine.
Параллельно во втором зале проходила сессия «Эффективные концепты в ритейле» с участием представителей компаний Эпицентр К, Dzyuba retail atelier, Diodika, «Алло», Synergy Construction и LC Waikiki. Спикеры говорили о формате shop in shop, инструментах создания эмоций в магазине, трендах в современном интерьере торговых точек и многом другом.
А на 3 этаже, по инициативе Ассоциации ритейлеров Украины, развернулась панельная дискуссия на тему эквайринга: «Позволит государство украинскому бизнесу работать по европейским ставкам?». К обсуждению присоединились вице-президент ПАО «Концерн Галнафтогаз», директор по вопросам сотрудничества с органами государственной власти и связей с общественностью Metro Cash & Carry Ukraine и СEO Intertop. К теме «Спасет ли вакцинация ритейл от карантина» присоединились заместитель генерального директора ГУ «Центр общественного здоровья МЗ Украины» Александр Мацьков и управляющий директор ТРЦ Fabrika Александр Мельников. Эксперты сошлись во мнении, что сотрудники розничных магазинов постоянно контактируют с большим количеством покупателей, а значит, важно обеспечить их вакцинами. Это позволит организовать безопасную работу всех категорий ритейлеров даже в «красной зоне». Поскольку торговые центры, в отличие от неформатных объектов торговли, имеют все необходимые условия для безопасного пребывания в них, за счет вакцинации персонала они очень быстро превратятся в безопасные места для посетителей. Участники дискуссии обсудили ближайшие планы по обустройству пунктов вакцинации в ТРЦ по примеру европейских стран.
После паузы на кофе спикеры от robota.ua, Union Group, Metinvest Digital, «Эльдорадо», «Агромат», Jooble и MIRA top recruting обменивались мнениями относительно технологий трансформации рекрутинга, изменений на рынке труда в ритейле и адаптации к ковидной и постковидной реальности.
Одной из самых ожидаемых сессий второго дня стала панельная дискуссия на тему вызовов 2021 под эгидой YouTube-канала «За рамками ритейла», автором и ведущим которого является глава правления Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук. Стратегии, избранные компаниями в этом году, анализировали руководители JYSK Ukraine, «Алло» и «Эпицентр К».
В это время в конференц-зале №3 встретились топ-менеджеры Dragon Capital Property Management, Multi Corporation, NOVO Technologies S.A, Arricano Real Estate, «ЦУМ Киев» и ТРЦ Dream Town, чтобы рассказать о ТРЦ как о пространстве новых перевоплощений.
После обеденного перерыва состоялись две заключительные сессии RAU Expo 2021. В частности, первая – «Marketing. PR. SMM. Все об актуальных трендах». С презентациями выступили представители Novus, Lions, «АТБ-маркет», Budhouse Group, «ЦУМ Киев», ТРЦ Dream Town. Вторая включала в себя две панельные дискуссии под эгидой CEO Club. Среди спикеров обсуждения «Сети & Поставщики» – топ-менеджмент Johnson & Johnson, «Тедис Украина», Henkel Ukraine, Novus и Carlsberg Ukraine. А тема «Бизнес как грань личности» объединила на одной сцене UVK, Megogo, Gazer и Color Trend.
Кроме программы выступлений в три потока, в экспозоне в течение двух дней были представлены стенды: Dragon Capital, ТРЦ Respublika Park, Budhouse Group, ТРЦ «ПортCity», ТРЦ «Экватор», Canon, Consulting for Retail, robota.ua, Secnet, RDA, Synergy Construction, Diodoka, Verna, ТРЦ Retroville, Altea Group, Cosmo Multimall, ТРЦ «Подоляны», Bizerba, Flylights, Lumiere, Meest, Midsun, Vision Lighting, Quantula, U&Sluno, Nhood, Intshell, Jooble, Nai Ukraine, The Cleaning Pro Group, SQM Experts, CKS, IBS, «Свитлотек», Silver Line, Cushman & Wakefield, 4service, «Новая почта», idnt, UTG, Kapelou, Supplier Plus, «Ауди Центр Vipos», Linden, iPost, Expomedia, Sushi Master, Idealist и других. Гости мероприятия могли ознакомиться с предложениями компаний, обсудить варианты сотрудничества и пополнить список полезных контактов.
Генеральным партнером RAU Expo 2021 стала компания «Инновационный страховой капитал», генеральным IT-партнером – Consulting for Retail, официальным партнером – Supplier plus, эксклюзивным партнером – Robota.ua. Автомобильный партнер – «Ауди Центр Vipos», инновационный партнер – Secnet, партнер по технологиям – Bizerba, партнер по освещению – Diodika, строительный партнер – Synergy Construction, технический партнер – Expomedia, юридический партнер – Sayenko Kharenko, логистический партнер – Meest. Также среди партнеров мероприятия – Budhouse group, Linden Luxury Residence, JDE Professional, iPost, CKS и другие.
Организатор мероприятия, Оксана Приходько, CEO Ассоциации ритейлеров Украины отметила:
«Ассоциация ритейлеров проводит RAU Expo пятый раз, и это во всех смыслах самое масштабное мероприятие для ритейла в Украине – главное место встречи всего рынка. В этом году, несмотря на карантин, выставка собрала рекордное за все годы проведения количество участников, спикеров и экспонентов. На одной площадке находились представители из около 500 компаний: из сфер ритейла, девелопмента, банкинга и из инвестиционных компаний. Ежегодно, именно здесь, в НСК «Олимпийский», мы собираемся раз в год для обмена опытом и нетворкинга, слушаем выступления владельцев и топ-менеджеров ведущих международных и украинских компаний, принимаем совместные решения, как развивать сферу торговли и какие изменения ей необходимы для развития бизнеса. На RAU Expo созданы все условия для того, чтобы ритейлеры могли представить свою продукцию, проекты, разработки, найти ответы на вопросы и выбрать партнеров для бизнеса».