Les Echos: Акции вашей компании стали котироваться на бирже неделю назад. Вы довольны итогами первых дней?
Юрий Мильнер: Да, переподписка на акции была превышена в 20 с лишним раз, за неделю стоимость акции выросла на 10 долларов. Если инвесторы довольны, то и я доволен.
- Какова цель этого IPO?
- Хотелось поощрить некоторых инвесторов, которые с нами от пяти до десяти лет, профинансировать новые сделки в России, ну и подстегнуть сотрудников к приобретению акций. В то же время мы увеличили долю участия в социальной сети Vkontakte. Это действие было по преимуществу ориентировано на Россию.
- Вы не думаете, что участники рынка захотели сделать непрямые инвестиции в Facebook и что успех IPO объясняется этой сделкой с Facebook?
- Я не знаю, но если вы посмотрите наши проспекты (проспект эмиссии, документ, в котором потенциальным инвесторам рассказывается о компании, ее финансовой политике, способах выпуска акций – прим. ред.), то в них основной упор мы делали на нашу деятельность в России, а не на Facebook.
- Ваша стратегия отличается от принятых сегодня в мире, поскольку вы инвестируете в уже зарекомендовавшие имеющие бэкграунд компании, а не на стартапы. Вы не боитесь пропустить успешные проекты?
- Это неизбежно, учитывая, что конкуренция на бирже возрастает. Мы ставим на компании с международной деятельностью, которые дают все гарантии успеха, компании, которые имеют крупных важных клиентов, но которые при этом продолжают расти.
- Ваше имя ассоциируется с социальным интернетом. У вас нет желания инвестировать в другой сектор?
- Социальное измерение есть повсюду. Это тенденция, которая заполонит сеть в ближайшие 10-15 лет. Она перевернет экономические модели, включая те сферы, которые априори ничего не имеют общего с этим социальным измерением. Человек – общественное животное, все, что он делает, обусловлено взаимоотношениями.
- Facebook, Zynga, Groupon. Вы являетесь акционером всех крупных компаний, специализирующихся на социальных сетях. Не хватает только участия в Twitter. Вам приписывают интерес к этой компании. Можете это подтвердить?
- В этом секторе работают приблизительно 50 компаний, которые кажутся мне интересными. Из этих 50 половина уже вышла на биржи. Остается 25.
- Какой частью акционерного капитала Facebook вы владеете сегодня? Вы намерены и дальше увеличивать свою долю?
- Чуть меньше 10%. Сначала мы приобрели около 2%, а потом постепенно увеличили свое участие, скупая доли. На сегодняшний день мы довольны сложившейся позицией. У нас есть другие приоритеты и множество других компаний, в которые можно инвестировать.
- Вы никогда не ставили вхождение в совет правления компаний как условие своих инвестиций. Может, сделаете исключение для Facebook?
- Нет, у меня такой принцип. С одной стороны, мы доверяем тем, кто уже управляет компанией. И Facebook доказал, что его модель прочна. С другой стороны, это помогает избежать конфликта интересов. Многие технологические компании могут начать конкурировать с Facebook. Мы не хотим оказаться в щекотливой ситуации.
- Вы вложили деньги в Groupon – сайт, который позволяет пользователям объединяться и получать скидки в магазинах. Компания сейчас бурно развивается. Как вы видите развитие этой компании в будущем?
- Groupon представляет собой воплощение старой мечты: мы хотим платить за товары как можно меньше и хотим, чтобы с нашим мнением считались. Groupon это как раз и позволяет. Они нашли волшебную формулу, которую многие уже в течение долгого времени искали, предложив небольшое количество товаров и услуг в одном месте, привлекая мелких продавцов, которые считают сайт настоящей альтернативой продвижению на Google. И ключевой фактор - это то, что они смогли сочетать локальную структуру с международным развитием, ведь сейчас предложения действуют в двух десятках стран.
- Вы участвовали в «Медиафоруме» в Монако (Monaco Media Forum). СМИ – это тоже сектор, в который вы могли бы инвестировать?
- Нет, сейчас этот сектор переживает переходный период. Все модели неустойчивые. С одной стороны, традиционные СМИ, с другой – новые игроки, как, к примеру, Demand Media, которые производят контент на заказ. Вопрос в том, чтобы знать, сколько человек по-настоящему заинтересованы в традиционном способе издания СМИ: 1%, 10%, 50%? От этого многое зависит.
Оригинал публикации: Yuri Milner : « L'Internet social va bouleverser les modèles économiques»
Перевод: ИноСМИ