В конце прошлого года с вэб-сайта одной из крупнейших французских финансовых групп Societe Generale ее глава Фредерик Удеа заявлял: «We don’t need public money». Так Удеа отвечал на вопрос о потребности его банка в государственной помощи. Тогда основные риски связывались с греческой «дочкой» Societe Generale — Geniki Bank. Опасения вызывал кредитный портфель греков — 3,4 млрд. евро на конец 2011 года, который мог стать проблемным в случае ухудшения ситуации в стране. Так и случилось. Первый квартал греческий банк закончил с убытком в 66,3 млн. евро, а в начале июня Moody’s понизило рейтинг финучреждения до Caa2, подтверждающего низкое качество портфеля и очень высокие кредитные риски. Но на этом проблемы французов за пределами домашнего рынка только начались. Исключением не стала и Украина.
Первый иностранный
На прошлой неделе стало известно, что Альфа-Банк приобретает весь розничный портфель кредитов Societe Generale в Украине. Французы владеют здесь финансовой компанией «ПростоФинанс», донецким ПроФинБанком и лизинговой компанией АLD Automotive. Объем приобретаемых займов первых двух составил свыше 700 млн. грн., 90% из них — автокредиты. По разным оценкам, покупка обошлась Альфа-Банку в 200-300 млн. грн. По рынку поползли слухи, что французы решили покинуть Украину. Но ни в банке, ни в группе дальнейшую стратегию не комментируют. Тем более что для Societe Generale уйти с рынка или даже продать банк никогда не означало уйти навсегда.
Проблемы материнского банка поставили под вопрос экспансию Societe Generale в Украину
Впервые о группе Societe Generale в Украине узнали до того, как здесь появились известные сегодня французские гиганты BNP Paribas и Credit Agricole (с 2006-го владеют УкрСиббанком и Индэкс-Банком соответственно). Еще в 1996-м был зарегистрирован «Сосьете Женераль Украина» — банк со 100%-ным капиталом одноименной группы и одно из первых иностранных финучреждений в Украине. Основная специализация — обслуживание французских компаний и большинства экспортно-импортных операций.
В 1997-м в статье об инвестициях в Украину британский The Economist резюмировал ситуацию в нашей стране двумя пунктами: во-первых, «экономика стоит на коленях», а во-вторых, финансовое регулирование можно обозначить не иначе, как «покупатель, будь бдителен». Тем не менее Societe Generale скупал украинские бонды, а в июле 1997-го совместно с нью-йоркской инвесткомпанией Ladenburg Thalmann создал фонд в размере $90 млн. Впоследствии одной из инвестиций фонда был ВАБанк (сегодня VAB Банк), 23%-ную долю которого иностранцы продали лишь в 2005 году. Почти за десять лет французский Societe Generale успел разочароваться и снова поверить в Украину.
Попытка №3
Первый уход состоялся в 2001 году. Руководство Societe Generale решило избавиться от банка, продолжив работу через представительство. Покупателем выступила группа «ТАС» Сергея Тигипко, заплатившая около 80 млн. грн. за 45-е по размерам финучреждение на украинском рынке (по данным АУБ, на начало 2001 года активы «Сосьете Женераль Украина» составляли 128 млн. грн.). Судя по всему, в начале «нулевых» французы окончательно потеряли веру в наш рынок, перестав развивать украинскую «дочку», в то время как между другими банками разгоралась конкуренция. Только с 2000 по 2001 год «Сосьете Женераль Украина» потерял 20 позиций, переместившись на 45-е место по активам и уменьшив их на 10%. Сегодня украинским наследием французов управляют шведы. В группе «ТАС» банк получил новое имя — ТАС-Инвестбанк, и уже в 2007 году финучреждение вместе с ТАС-Комерцбанком было продано группе Swedbank за $735 млн. На начало 2007-го активы ТАС-Инвестбанка составляли уже 2,1 млрд. грн., но это было лишь 35-е место в системе.
Изначально на базе «Сосьете Женераль Украина» планировалось развивать инвестиционный банкинг — отсюда и приставка «Инвестбанк». Такие планы после покупки не скрывал предправления страховой группы «ТАС» Валерий Суксин. Он обещал, что банк сохранит всех клиентов, качество которых тогда считалось очень высоким, и откроет новые направления деятельности. Способствовал этому и персонал, получивший опыт работы с гособлигациями в конце 90-х. К примеру, тогда казначеем банка и впоследствии членом правления «Сосьете Женераль Украина» была Валерия Гонтарева, профессиональным коньком которой и по сегодняшний день остается работа на рынке долговых инструментов.
Лишь в 2005-м Societe Generale посмотрел на Украину с другой стороны. Вместо корпоративного банкинга внимание французов привлек сектор потребкредитования. Не связываясь с банковским регулятором, было принято решение открыть финансовую компанию «ПростоФинанс», работа которой заключалась лишь в выдаче кредитов. Схему «дешевое фондирование на своем рынке в обмен на дорогие кредиты в Украине» тогда использовали многие иностранные банки. К 2008-му в Societe Generale созрели к покупке полноценного банка. Но в отличие от двух своих основных конкурентов на домашнем рынке — BNP Paribas и Credit Agricole — решили обойтись небольшим локальным финучреждением. Выбор пал на донецкий Икар-Банк, сегодня известный как ПроФинБанк. По итогам первого квартала 2012 года он занимает 141-е место с активами 408 млн. грн. Для сравнения: активы УкрСиббанка составляют 29,9 млрд. грн., Креди Агриколь Банка — 7,3 млрд. грн. Учитывая слабые позиции ПроФинБанка, наиболее быстрый и безболезненный уход с украинского рынка среди трех французских групп пророчили именно Societe Generale. По мнению менеджера по Украине ИА CBonds Сергея Ляшенко, цена украинской «дочки» группы не превысила бы $10 млн. Но даже на такую сумму покупателя найти вряд ли удастся.
Шерше ля банк
Пока в одну из наиболее распространенных версий — французская группа полностью покидает банковский рынок Украины — верится с трудом. В сети строительных супермаркетов кредитует покупки ПроФинБанк, его столики расположены в одном ряду с Дельта Банком и «ОТП Кредит», а на сайтах рекрутинговых агентств размещены свежие вакансии донецкого финучреждения. Информацию об остановке своей деятельности не скрывает разве что финансовая компания «ПростоФинанс»: на сайте указано, что она временно прекращает выдачу кредитов в магазинах и автосалонах компаний-партнеров. 5-6 лет назад точки «ПростоФинанс» были лидерами по кредитованию покупок французских автомобилей. Они одними из первых появились прямо в салонах, а консультанты рекомендовали компанию покупателям. Сегодня эту схему гораздо эффективнее использует Идея Банк, свою часть рынка автокредитования «откусили» и собственные компании автопроизводителей — например, Renault Finance или Nissan Finance.
Из всех французских групп украинская «дочка» Societe Generale самая мелкая: ПроФинБанк — 141-й из 174 банков
Единственное направление по работе с авто, где французам все же удалось удержать позиции, это лизинг коммерческого транспорта. Семь лет назад Societe Generale начала развивать эту услугу в Украине с покупки крупнейшей на тот момент «Первой лизинговой компании», став первой иностранной компанией в отрасли. АLD Automotive входит в десятку крупнейших игроков на рынке лизинга. По данным ассоциации «Украинское объединение лизингодателей», по результатам первого квартала этого года портфель компании составил 350,4 млн. грн., увеличившись с начала 2011 года практически на 20%. При таких раскладах покидать украинский рынок кажется нелогичным. Тем более что в соседней России группа владеет тремя финучреждениями, каждое из которых имеет свою специализацию: Росбанк — универсальный банк, Русфинанс Банк специализируется на автокредитовании, а «Дельтакредит» — на ипотеке. Всем им на прошлой неделе Moody's понизило рейтинги из-за усугубления европейских проблем. К тому же в Societe Generale с новой силой разгорелся скандал вокруг махинаций экс-трейдера Жерома Кервьеля: он обвиняет руководство банка в том, что все действия предпринимал с согласия своего начальства. Вряд ли сейчас французам до украинских проблем. Скорее всего, продав кредитный портфель, они просто решили минимизировать свои риски в нашей стране.
По материалам: Инвестгазета