Среда зажигания. Мелкие торговцы бензином уходят с украинского рынка

Среда зажигания. Мелкие торговцы бензином уходят с украинского рынка

Борьба нефтетрейдеров за кошельки отечественных автомобилистов все чаще провоцирует крупных участников рынка к поглощению маленьких региональных сетей

Недавно группа«Континиум» Игоря Еремеева приобрела сеть АЗС «Рось» Анатолия Семиноги, а в ближайшем будущем на украинском рынке может состояться еще несколько аналогичных сделок, с помощью которых ведущие операторы укрепят свое доминирующее положение. За последние несколько лет объемы продаж в розницу светлых нефтепродуктов в Украине упали более чем на 4% (свыше400 тыс. т) — до нынешних 9,6 млн т/год. Причиной стал мировой финансовый кризис, сокративший покупательскую способность автомобилистов. Для трейдеров эта тенденция стала настоящим испытанием, так как их доходы напрямую зависят от объемов продажи. Чтобы переманить к себе потребителя, нефтяные магнаты начали междоусобную ценовую войну. Особенно в этой сфере отличился самый крупный оператор рынка — группа «Приват», которая на данный момент контролирует как минимум 25% (1,5 тыс. шт.) АЗС в стране. В течение последних 2-х лет днепропетровцы, имеющие доступ к дешевой нефти «Укрнафты», продают через свою сеть нефтепродукты на 20–40 коп./л стоит меньше других. Следствием данного стало сокращение мелкими трейдерами объемов продаж горючего и и распродажа их активов.

Если в докризисные 2006–2007 гг. в Украине состоялось всего 2 больших сделки (российскаягруппа «Альянс» продала порядка 150 своих станций корпорации Shell, а российско-британский холдинг ТНК-ВР купил около 36 АЗС у компании «Золотой Гепард»), то в одном только прошлом году их было в разы больше. Заметным поглощением минувшего года можно назвать покупку Государственной нефтяной компанией Азербайджана порядка 20 АЗС у одесского трейдера ООО «Тала-Нафта» Владимира Бычкова. Также без внимания не осталось недавнее приобретение фирмой «Параллель» Рината Ахметова розничного бизнеса луганского ЗАО«Сириус и К» Курбана Алиева (9 автозаправочных станций).

Но самой резонансной сделкой прошлого года стала покупка группой ТНК-ВР 118 станций у компании «Вик-Ойл» донецкого предпринимателя Тимура Валитова, чьи доходы рухнули с 3,1 млрд грн. в докризисном 2007 г. до 0,9 млрд грн. в 2009 г. В нынешнем году поглощение мелких трейдеров крупными участниками рынка продолжилось еще более ускоренными темпами. В январе «дочка» НАК«Нафтогаз Украины» «Укргаздобыча» купила около 68 автозаправочных станций у группы компаний «Калина», близкой к заместитель главы «Укргаздобычи» Алексею Тамразову, и компании «Неон», не чуждой главе Минэнергоугля Юрию Бойко. А на прошлой неделе холдинг «Континиум» завершил сделку по приобретению 11 АЗС у компаний «Рось-1» и«Мария» депутата Верховной Рады Украины Анатолия Семиноги. Несмотря на то что«Континиум» является солидным оператором рынка (контролирует порядка 380 станций), эта сделка имеет большое значение для г-на Еремеева. Во-первых, благодаря ей луцкий бизнесмен нарастил свое присутствие в одном из наиболее платежеспособных регионов — Киевской области  32 до 38 АЗС). А во-вторых, он ушел в отрыв от «Галнафтогаза» Виталия Антонова, застолбив за собой второе место (после Игоря Коломойского) по количеству станций в Украине.

Что касается г-на Семиноги, который до недавнего времени входил в парламентскую фракцию БЮТ, то его решение реализовать собственные заправки кажется логичным. Ведь«Рось» строила свой бизнес большей частью за счет плотного сотрудничества с государственными структурами  примеру, «Київзеленбуд», Минобороны,«Киевмедавтотранспорт», «Укравтодором» и т. д.), которое с приходом к власти ПР прекратилось. Вслед за Анатолием Семиногой решиться на продажу своих автозаправочных сетей может еще целая группа миниатюрных отечественных трейдеров.

Поводом для данного может стать инициатива Минэнергоугля ввести в стране пошлины на импортные нефтепродукты(130 евро/т — для бензинов и 80 евро/т — для солярки). Из-за чего розничные торговцы будут вынуждены перейти от закупок заграничного горючего на отечественное. Причем выбор поставщиков у них будет небольшим: либо ТНК-ВР, владеющее Лисичанским нефтеперерабатывающим заводом, либо «Приват», контролирующий Кременчугский, Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ. На сотрудничество с «Приватом», скорее всего, не пойдет как минимум один трейдер — российская «Татнефть» (владеет в Украине немногим более 130 АЗС), которую днепропетровцы в 2007 г. отодвинули с Кременчугского НПЗ. Едва ли также татары согласятся на монопольную топливную зависимость от «танкистов», поэтому«Татнефть», вполне очевидно, вскоре вообще решится на уход с нашего рынка, увеличив тем самым долю на розничном рынке отечественных нефтетрейдеров, которая и так за последние несколько лет выросла почти на 5% — до 60%.

Источник: "Деловая столица"

Читайте также