Стоит ли прибыльному стартапу искать внешнее финансирование – мнение украинских стартапов и инвесторов

Стоит ли прибыльному стартапу искать внешнее финансирование – мнение украинских стартапов и инвесторов

Почему инвестиции для стартапа - не всегда хорошо, расскажут эксперты украинского IT-рынка
Каждый согласен с тем, что денег много не бывает. И очень хорошо, когда эта «куча денег» принадлежит именно вам, но если нет, и в будущем вам придется возместить все их владельцу и еще доплатить сверху? Берем мы все чужие, а вот отдавать приходится свои… Если на эти моменты смотреть с точки зрения стартапа, то встает вопрос: нужно ли прибыльному проекту привлекать деньги от внешнего инвестора? Когда они действительно необходимы, а в каких случаях могут повлечь за собой ненужные последствия?

Несколько экспертов украинского инвестиционного рынка ответят на эти вопросы: Денис Довгополый из BVU Group, Евгений Сысоев из AVentures Capital, Егор Анчишкин, основатель Zakaz.ua, Катерина Костерева из Terrasoft, Алексей Орапа из YouScan и Николай Палиенко из Prom.ua.
По словам управляющего партнера  BVU Group Дениса Довгополого стартапы привлекают инвестиции для следующих целей: обеспечение роста, выход на новые рынки, перепозиционирование или разработка нового продукта, а также на подготовку к IPO или продаже.

Перед тем, как искать инвесторов, стартапер должен ответить сам себе на два вопроса:

1.Сделал ли я все, что мог, без помощи инвестора?

2.Каковы будут мои потери без инвесторских денег, и каковы – если я возьму эти деньги?

Ответив на эти два вопроса, предприниматель сможет понять, есть ли смысл привлекать внешнее финансирование на данном этапе.

Главная проблема – вместе с деньгами стартапер получает и обязательства, но теряет гибкость, вынужденный оглядываться на инвестора при каждом принятии управленческого решения. Это очень опасно для молодой компании. Яркими примерами украинских стартапов, которым привлечение средств не пошло на пользу, Денис Довгополый назвал Klumba.ua и Viewdle.

Управляюший партнер AVentures Capital Евгений Сысоев.

Более 95% IT-стартапов в США не привлекают инвестиции, кроме финансирования со стороны друзей и партнеров, предпочитая оставаться частными бизнесами. Венчурные инвестиции стоит вкладывать в IT-бизнесы, которые могут вырасти в компании капитализацией в $50-100 млн. более чем за 5-10 лет. Для фондов, специализирующихся на инвестициях в СНГ, средней планкой служит показатель в $100 млн., тогда как для американских фондов порог гораздо выше. Нишевые проекты, планирующие довести обороты до нескольких миллионов, могут рассчитывать только на частные средства, но самым лучшим вариантом для них будет самостоятельный рост без внешней поддержки.

Есть несколько примеров. Если оборот IT-компании, нацеленной на мировой рынок, составляет $0,5-1 млн., а чистая прибыль – $100-200 тыс., то ей потребуется много миллионов долларов для дальнейшего масштабирования, которые в основном пойдут на ускорение роста компании. При идеальном варианте это будут smart money – финансирование от инвесторов, которые смогут помочь своим опытом, связями, экспертизой и т.д.

Второй пример: оборот некоего e-commerce бизнеса достиг $10-30 млн., а чистая прибыль – $1-2 млн. Чтобы достичь $100 млн. и более оборота компании понадобятся инвестиции в инфраструктуру (логистика, склады, IT), однако без внешних инвестиций, используя только собственную прибыль, можно оказаться позади более шустрых конкурентов.

Есть много примеров, когда  прибыльные стартапы совершали ошибки, привлекая капитал извне. Для начинающих стартаперов иногда полезно быть «немного голодными» – жить на минимальные начальные вложения и инвестиции, а то и вообще без последних. Это связано с тем, то первоначальная идея редко становится бизнесом. Предпринимателю нужно не ускорять рост, а делать итерации, пивоты, изменения. Минимальный объем налички будет мотивировать на поиски новых прибыльных точек роста. К тому же, если стартапер сразу же привлечет многомиллионные инвестиции и назначит сам себе высокую зарплату, он перестанет выкладываться на 200% и будет жестоко наказан провалом. Хотя везде есть свои исключения: для создания крупного бизнеса в сегментах enterprise software и e-commerce необходим миллионный начальный капитал.
Основатель и руководитель Zakaz.ua Егор Анчишкин

Мне не было жалко отдавать долю внешнему инвестору. Лучше есть торт в компании, чем голодать в одиночестве. Бизнесы, подобные Zakaz.ua, невозможно создать органически – это можно было сделать лет 60 назад, потому сейчас инвестиции извне необходимы.

Я лично не советую привлекать дополнительные инвестиции, если стартап зарабатывает не только операционную прибыль, но и полную. Так долго, как у вас получится расти на собственные средства.
 
Сооснователь и управляющий партнер Terrasoft Катерина Костерева

Наша компания всегда развивалась органически. Н привлекали инвестиций и кредитов. Мы сразу же предложили продукт потенциальным клиентам, как только доделали его. Мы все больше понимали потребности наших клиентов, улучшая продукт, продолжая наращивать объем продаж и прибыль, которую постоянно реинвестировали в развитие. Однако, если наших средств не хватит для реализации наших планов, то мы обратимся к инвесторам.

Если бы мы нашли правильного инвестора изначально, то, возможно, смогли бы расти быстрее, меньше бы спотыкались. Но и свободы маневра у нас было бы меньше. Вопрос стоит только в скорости роста компании и стратегии. Инвестиции стоит привлекать, когда встает вопрос о выходе на новые рынки или о создании нового продукт, на который не хватает собственной прибыли.

Органический рост не обязательно может быть правильным выбором, это зависит от целей. Если вам не хватает собственной прибыли для достижения поставленных целей и выполнения безнес-плана – привлекайте инвесторов. А если вас устраивает органический рост – то зачем зря тревожить людей? Хотя, если делать по всем правилам, для IT-компаний лучше найти венчурный фонд, которые помимо денег, предоставит стратегического партнера с  его связями, опытом и экспертизой.
Основатель и руководитель YouScan Алексей Орап

Мы уже привлекли несколько раундов инвестиций, причем последний из них уже когда мы получали операционную прибыль. Не жалко отдавать долю инвестору, поскольку после инвестирования и роста увеличивается капитализация компания и соответственно, стоимость собственной доли. Посчитайте сами, чем лучше владеть: 100% компании, которая стоит $1 млн., или 50% – в компании стоимостью $100 млн.? Мы бы развивались медленнее без внешних инвесторов, а это не так интересно, особенно на аком конкурентном рынке.

Универсального решения здесь нет. Для начала определитесь, чего вы хотите от своего проекта. Если вам больше нравится life-style бизнес, в который вы не привлекаете внешнее финансирование, отвечаете только перед самим собой, но при этом прекрасно понимаете, что вряд ли ваша компания будет активно расти – вам не стоит привлекать инвесторов. Но если вы ждете бурного роста и победны над конкурентами на своем рынке, абсолютно уверены в своей бизнес-модели и точно знаете, как наиболее эффективно использовать привлеченные средства – привлекайте инвестора как можно быстрее. Таким путем прошло большинство масштабируемых IT-компаний, которые мне известны.

Главное, определить нужный момент для привлечения инвестиций. Если показатели у проекта адекватные, то надо скорее брать разгон. Но если ваши затраты на привлечение клиентов превышают прибыль – стоит вернуться немного над и пересмотреть свою бизнес-модель, а не привлекать инвесторов. Хотя тут тоже возможны свои нюансы. Возможно, это лично вша стратегия захвата рынка.
 
Директор Prom.ua Николай Палиенко

На самом деле, достаточно просто принять решение, привлекать инвестиции или нет: если инвестор предлагает вам X денег за Y% в компании, то это должно увеличить ваши шансы на успех на 2Y% либо настолько же увеличить размер контролируемого рынка. Если это так, то инвестиции надо принимать. Также правильным шагом будет привлечение профессионального портфельного инвестора за небольшой процент акций перед продажей компании, поскольку такой инвестор поможет вам в будущем продать бизнес.

Мы не получали прибыль на момент привлечения инвестиций, но мы все равно думали, что привлекать внешнее финансирование не стоит. Для того, чтобы понять это, вам необходимо определить, на что вам нужны деньги. Если вы понимаете, что вам нужно больше денег на новые рынки и продукты, на развитие, и вы готовы обменять их на долю в компании, при этом заработав дополнительные затраты на согласование решений, отчетность и прочее, то привлекайте инвестиции.

В нашей ситуации мы повышали свои шансы на успех, покупая дополнительное время. Мы приняли решение отдать долю инвестору, чтобы ускорить развитие. Конечно, было жалко, но победил здоровый прагматизм, и это оказалось правильным решением, поскольку вместе с инвестором мы достигли гораздо большего.

Читайте также