Стратегичесие объекты Украины больше недоступны для аренды

Стратегичесие объекты Украины больше недоступны для аренды

Частные компании не смогут способствовать развитию стратегических государственных объектов: шаг государства нейтрализации угроз или упущение возможностей?

ВР приняла закон о запрете аренды госимущества, не подлежащего приватизации. Это важный шаг в сторону защиты интересов государства, считают одни эксперты. Хотя не вполне своевременный, поскольку до сих пор аренда была наиболее оптимальной формой государственно-частного партнерства (ГЧП) и создавала приток инвестиций, отмечают другие специалисты.

Вчера парламентарии проголосовали за принятие в целом проекта закона №4552 «О внесении изменений в некоторые законы Украины». Суть изменений состоит в том, что (после подписания закона президентом) будет запрещено передавать в аренду все целостно-имущественные комплексы и их структурные подразделения на объектах, которые имеют статус не подлежащих приватизации. Ранее такой запрет распространялся лишь на госпредприятия, выпускающие подакцизную продукцию.

Согласно объяснительной записке к нормативному акту, целью его авторов было исключить возможность отчуждения целостно-имущественных комплексов важных для государства объектов путем их аренды.

«Аренда у нас в стране может быть одной из форм скрытой приватизации»,— объясняет глава подкомитета ВР по вопросам экономполитики Александр Бондарь. Нардеп уверен, что принятие закона свяжет руки не только частным посягателям на госсобственность, но и государственным чиновникам от нынешней власти. «Теперь никакие планы России в отношении наших стратегических отраслей нельзя применить, поскольку для этого придется путем голосования в парламенте выводить из перечня стратегических объектов предприятия авиапрома, судостроения, атомной энергетики. К такой форме, как СП, это и сейчас относится»,— отмечает господин Бондарь.

Тем не менее хоздеятельность во многих отраслях из-за принятия закона может понести значительные потери, поскольку аренда сегодня — одна из наиболее распространенных и четко урегулированных на законодательном уровне форм государственно-частного партнерства. Например, значительных масштабов институт аренды в отношении целостно-имущественных комплексов гособъектов сегодня приобрел в портовой отрасли. Причем порты, согласно законодательству Украины, не подлежат приватизации. Именно поэтому законодательное новшество обещает ощутимые потрясения в этой сфере. Хотя Александр Бондарь подчеркивает, что действующие на текущий момент договора аренды не могут быть расторгнутыми до окончания срока действия. В то же время продлевать их, равно как и заключать новые, теперь будет нельзя.

«Документ является логическим продолжением закона о ГЧП, который определяет основы взаимодействия государства и частных партнеров. После урегулирования ГЧП необходимо было вывести понятие аренды госимущества, в том числе аренды портов, за рамки этого нормативного акта»,— отмечает вице-президент Коллегии юристов морского права Сергей Горчаков.

Напомним, 1 июля парламент принял закон «Об основах взаимодействия государства с частными партнерами». Среди прочего документ регулирует отношения в рамках договоров о ГЧП, оговаривает возможные виды таких договоров, устанавливает гарантии соблюдения интересов сторон. «В принципе под режим ГЧП подпадают и договора аренды. Но они являются наименее выгодными для государства, поскольку неравномерно распределяют риски между ним и инвестором в пользу последнего»,— отмечает господин Горчаков.

Тем не менее в портовой отрасли не восприняли новую норму ни представители частного сектора, ни государственного. «Я не могу поверить, что было принято такое решение. У Одесского порта более сотни договоров аренды, на ней строится большая часть инвестиционной деятельности»,— говорит начальник Одесского порта Николай Павлюк.

«Этот закон в очередной раз нанесет урон инвестиционному климату в отрасли»,— уверен вице-президент Союза портовых операторов (объединяет крупных стивидоров частной формы собственности) Сергей Никулин. По его словам, на сегодняшний день аренда является наиболее оптимальной среди всех форм ГЧП. «Инвесторы редко соглашаются вкладывать деньги в то, что им не принадлежит»,— объясняет свою позицию господин Никулин.

А также напоминает, что среди таких форм ГЧП, как концессия, совместная деятельность и аренда, наибольшая доля частных инвестиций в портовую сферу Украины приходится именно на последнюю.

«В то время, когда министром транспорта был Винский (Иосиф Винский.— «i»), практически все договора о совместной деятельности были расторгнуты и заменены на договора аренды. Это нанесло непоправимый урон инвестиционному климату отрасли»,— вспоминает вице-президент СПО.

В то же время возможность применения концессионных договоров пока видится экспертам весьма сумрачно. «Пока в портах нет ни единого подобного договора»,— говорит директор информационно-аналитического центра Black Sea Trans Константин Ильницкий. «Концессия не готова к практическому использованию. Например, не выработана процедура определения концессионной платы»,— отмечает Сергей Никулин. По прогнозам эксперта, в случае если механизм концессии не будет внедрен в практическое использование в ближайшее время, то практически все частные предприятия в портах вынуждены будут прекратить деятельность. Кроме того, мотивация отмены аренды (исключить возможность отчуждения) кажется специалистам не везде уместной. «В портах приватизация будет идти не путем отчуждения целостно-имущественных комплексов, а через приватизацию видов деятельности — в данном случае стивидорной»,— уверен Константин Ильницкий.

С другой стороны, считают юристы, в более далекой перспективе закон принесет значительные плюсы государству. «Концессия и совместная деятельность — более справедливые формы с точки зрения государства»,— уверяет Сергей Горчаков. «Для портов, например, аренда в принципе не выгодна, поскольку арендная плата перечисляется не в бюджет порта, а на счета ФГИ»,— соглашается Константин Ильницкий.

По материалам издания: Экономические известия

Читайте также