Кипрская T.A.S. Overseas Investments Limited из группы "ТАС" Сергея Тигипко намерено получить свыше 25%, а именно 40% в австрийской TransAnt GmbH (Линц) – совместном предприятии, созданном австрийскими ÖBB Rail Cargo Group и voestalpine Stahl GmbH для производства инновационных и экономически эффективных железнодорожных грузовых вагонов.
Как говорится в сообщении Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) на его сайте, ведомство уже предоставило T.A.S. Overseas Investments Limited соответствующее разрешение на основе ее заявки и заявок TransAnt и voestalpine Stahl.
Помимо того о получении уведомления в связи с предполагаемым приобретением компанией TAS Overseas Investments Limited доли уставного капитала TransAnt GmbH 24 января этого года сообщила и Комиссия по защите конкуренции Кипра.
"TransAnt GmbH – это совместное предприятие, созданное в конце 2020 года между Rail Cargo Austria Aktiengesellschaft и voestalpine Stahl GmbH с целью работы в секторе железнодорожных грузоперевозок. На данном этапе TransAnt не занимается коммерческой деятельностью. Однако после завершения этой сделки ожидается, что она будет активно заниматься производством, разработкой, поставкой, продажей и арендой "гибких" вагонов и надстроек для перевозки грузов в промышленном секторе.
Первоначально Rail Cargo Group сообщало о планах паритетного владения в СП с voestalpine, однако в настоящее время ее доля, согласно австрийскому реестру, составляет 19,8%, тогда как voestalpine – 80,2%.
В связи с этим АМКУ классифицирует компании TransAnt GmbH и voestalpine Stahl GmbH и связанные с ними компании как единый субъект хозяйствования – Группу VAS. Это глобальная сталелитейная и технологическая группа, работающая в автомобильной и потребительской промышленности, аэрокосмической и нефтегазовой промышленности, а также в железнодорожной промышленности, которая котируется на Венской фондовой бирже и не имеет конечных владельцев-бенефициаров.
Модульные вагоны TransAnt будут продаваться европейским железнодорожным операторам. В течение двух лет компания планирует производить около 1500 вагонов в год. Количество новых грузовых вагонов на железных дорогах Европы постоянно растет. Лишь частные компании в 2022 году увеличили свой вагонный парк почти на 11 000 единиц. Их инвестиции в приобретение новых вагонов, по данным International Union of Wagon Keepers, составляют около €400–500 млн в год.
Ранее рынок ЕС был недоступным для украинских вагоностроительных компаний из-за следующих причин: сложная процедура сертификации, необходимость перехода на технологии производства именно европейских вагонов, которые отличаются от украинских. Благодаря соглашению с австрийской компанией «Днепровагонмаш» впервые получит доступ на этот рынок.
TransAnt, для которой украинский завод будет поставлять компоненты, будет производить инновационные модульные вагоны. Это новый тип грузовых вагонов, которые можно быстро трансформировать из одного типа в другой. Например, из полувагона для перевозки угля – в вагон-зерновоз или платформу для перевозки контейнеров. Такие вагоны – это будущее грузовых перевозок в Европе.
Группа "ТАС" основана в 1998 году бизнесменом Сергеем Тигипко. Сфера ее бизнес-интересов охватывает финансовый сектор (банковский и страховой сегменты) и аптечный, а также промышленность, недвижимость, венчурные проекты.
В группу входит "Днепровагонмаш" (ДВМ) - одно из ведущих предприятий Украины по проектированию и изготовлению грузовых вагонов. Годовая мощность производства – 9 тыс. вагонов. В 2021 году ДВМ сократил выпуск грузовых вагонов на 39,2% - до 477 шт, реализацию – на 44% до 461 ед. Всего в Украине было выпущено 1,9 тыс. вагонов. Данные о производстве за 2022 год пока отсутствует, однако предприятие отчиталось о 32,7 млн грн чистой прибыли.
По состоняию на конец 2022 года, "Днепровагонмаш" выпускал 70 грузовых вагонов в месяц и готовился локализовать производство в Австрии.