Украинские ГОКи ждут миллиардов на модернизацию

Украинские ГОКи ждут миллиардов на модернизацию

Чтобы остаться конкурентоспособными на внешних рынках, Константину Жеваго и Ринату Ахметову придется «закачать» в свои рудные карьеры и обогатительные комбинаты не один миллиард долларов

Река Ингулец — одна из самых грязных в Украине. Всему виной неудачное географическое расположение: рядом находится Криворожский горнорудный бассейн. Время от времени Кабинет Министров разрешает сбрасывать в Ингулец высокоминерализованные шахтные воды и хозяйственные фекальные стоки. Такая процедура необходима для того, чтобы на гидротехнических сооружениях Кривого Рога не возникали аварийные ситуации. Последнее разрешение о сливе отходов было подписано в ноябре и будет действовать до 1 марта 2011 года. В прошлом году в реку было сброшено почти 13 млн. кубометров загрязненных вод.

Сегодня горно-обогатительные комбинаты — это предприятия, работающие с очень высокой рентабельностью (в среднем около 50% по EBITDA). Но практика слива отходов в реки остается вполне приемлемой и для Криворожского железорудного комбината, и для «ArcelorMittal Кривой Рог», и для принадлежащей «Евраз Груп» «Сухой Балки», и даже для входящих в холдинг «Метинвест» Северного и Центрального ГОКов — далеко не самых бедных предприятий страны. Это объясняется тем, что среди отечественных рудокопов преобладает хищнический подход к эксплуатации недр, изъятие породы и получение прибыли без соответствующих реинвестиций в модернизацию производства, развитие инфраструктуры, а также в снижение нагрузки на экологию. Все, что делалось для модернизации и улучшения экологии до сих пор, не совсем адекватно необходимому уровню. Вместо сокращения накопленных шламов продолжается наращивание дамб хранилищ отходов, вместо интенсивного инновационного пути отрасль развивается экстенсивно. Стимулировать собственников ГОКов «отстегивать» на модернизацию больше денег должно было бы государство, но вместо этого оно официально позволяет загрязнять реки.

Для экономики Украины железная руда — то же, что нефть для России. Это хребет нашей сырьевой экономики

Впрочем, сегодня некоторые подвижки в этом вопросе наметились. Крупнейшие производители железной руды в Украине Ferrexpo (принадлежит Константину Жеваго) и «Метинвест» (контролирует Ринат Ахметов) сами задумались о необходимости инвестиций в модернизацию ГОКов. К этому их подталкивает необходимость снижать себестоимость производства, а также увеличивать качество продукции, чтобы быть более конкурентоспособными на глобальном рынке. 

Автопарк Жеваго

Мощные самосвалы везут рудную породу на Полтавский ГОК серпантинами, которые словно ленточками обвили «марсианский» пейзаж Кременчугского железорудного района. Глубина карьеров здесь достигает нескольких сотен метров, а богатые на железо недра тянутся узкой полосой на 50 километров. Находящийся на краю этой гигантской выработки город рудокопов Комсомольск время от времени накрывает туча красной пыли. При проведении взрывных работ в карьерах на улицу лучше не выходить. Но в городе к такому положению вещей уже привыкли, ведь ничего изменить нельзя. Да и каждая новая туча — это к деньгам, это знак того, что Полтавский ГОК получит новую порцию руды, а жители города — зарплату.

На производимом здесь железорудном сырье работают много металлургических предприятий центральной Европы. В ноябре Ferrexpo подписала крупный долгосрочный контракт с австрийской металлургической компанией Voestalpine. Хорошие экспортные позиции и стабильный сбыт продукции позволяет Константину Жеваго без опасений инвестировать в модернизацию своего актива. Сейчас предприниматель сосредотачивает усилия на обновлении своего грузового автопарка и на расширении производственных мощностей. Он планирует производить 12 млн. тонн железорудных окатышей в год уже к 2012 году (сейчас около 9 млн. тонн). Для этого нужно разрабатывать новое Еристовское месторождение и увеличивать коэффициент полезного действия от работающей в карьере спецтехники.

Суперсовременный японский самосвал Hitachi EH3500 мощностью две тысячи лошадиных сил и грузоподъемностью 185 тонн стоит несколько миллионов долларов. Таких монстров у Константина Жеваго уже пять. Экскаватор Komatsu, коих под Комсомольском уже два, стоит дороже, чем самое продвинутое отечественное ноу-хау — танк «Оплот». К 2014 году планируется заменить 100% автопарка, состоящего из 77 самосвалов и 45 огромных экскаваторов. При этом собственник «АвтоКрАЗа» отдает предпочтение таким маркам, как Komatsu и Caterpillar. За период с 2006 по 2009 год Ferrexpo вложила в модернизацию всей карьерной техники $310 млн.  

В своем последнем отчете руководство Ferrexpo заявляет о том, что компания утвердила капиталовложения в размере $647 млн., из которых $435 млн. будут направлены на разработку месторождений. Еще $212 млн. потребует модернизация существующих обогатительных мощностей Полтавского ГОКа, что позволит полностью перейти на производство окатышей с 65%-ным содержанием железа (сейчас их доля составляет около 50%). Таким образом, в течение последующих пяти лет Константин Жеваго собирается существенно повысить конкурентоспособность своей продукции на внешних рынках. Особенно в Индии и Китае — регионах, куда перемещается центр мировой металлургии.

Читайте также