6 железных дорог Украины сообщили в системе раскрытия информации НКЦБФР о своем намерении разместить 2-летние облигации в различных сериях на общую сумму 2 млрд грн. (около $250 млн). Согласно проспектам эмиссии этих ценных бумаг, соответствующее решение принято начальниками госпредприятий после предварительно согласования и утверждения с рядом госструктур.
Привлеченные средства железные дороги, входящие в структуру "Укрзализныци" (УЗ), намерены использовать для решения ряда задач. Среди них называются капитальные инвестиции, совершенствование системы быстрого передвижение транзитных грузов, погашение существующей задолженности. Как указывается в проспектах эмиссий, организаторами торгов по ним выступают фондовые площадки ПФТС (Киев) и "Перспектива" (Днепропетровск), андеррайтером — "Аваль Брок", соандеррайтерами "Драгон Капитал" и "Райффайзен Банк Аваль".
Процентная ставка по всем ЦБ на весь срок их обращения установлена на уровне 18% годовых. Старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Алексей Андрейченко считает ее размер приемлемым, как для гривневого привлечения на данный момент. Но при этом подчеркивает, что данная ставка — выше среднего ее размера (15%) по всем долговым обязательствам "Укрзализныци".
Что касается планов УЗ по тратам средств, планируемых к привлечению посредством эмиссии гривневых облигаций, то указанные в проспектах цели представляются экспертам вполне адекватными. Так, вложение денег в развитие транзитных грузоперевозок для "УЗ" просто необходимо — для того, чтобы переломить негативный тренд в этой сфере. Притом, что общее снижение железнодорожных перевозок в Украине за 2013-й составило около 3%, в транзитном сегменте спад достиг почти 19% в сравнении с итогом 2012-го. Очевидна и нужда железнодорожников в инвестициях на техническое развитие. В прошлом году гендиректор "Укрзализныци" Сергей Болоболин озвучил такие данные: износ основных фондов украинских железных дорог приближается к 90%.
Эксперты, однако, утверждают, что средства от этих облигаций могут быть направлены, преимущественно, на рефинансирование существующих долгов УЗ. Алексей Андрейченко полагает, что за счет новых размещений облигаций железные дороги страны намерены перевести часть существующего долга на долгосрочную основу: "Это (планируемое привлечение по эмиссии — Ред.) составляет около 10% их долга, который, по оценке на конец 2013 года, составляет около 19 млрд грн (свыше $2,375 млрд)". По итогам 2012 года задолженность УЗ по кредитам возросла более чем на 7,5% — до порядка 14,2 млрд грн, по облигациям — на почти 92%, до 2,3 млрд грн.
О том, что "Укрзализныця" нуждается в средствах для выплаты в текущем году сформированных ранее долгов, эксперты говорили еще в прошлом году. В ноябре 2013-го агентство S&P при понижении кредитного рейтинга УЗ указывало, что госадминистрация железнодорожного транспорта Украины "имеет значительный объем амортизируемого долга со сроком погашения в 2014 году — около 5,3 млрд грн, 38% которого номинировано в иностранной валюте".
Андрейченко напоминает, что в середине мая 2013 года госадминистрация железнодорожного транспорта впервые разместила 5-летние еврооблигации на $500 млн с купонной доходностью 9,5% годовых. В данный момент воспользоваться таким же каналом привлечения валюты для целей рефинансирования "Укрзализныця", по его мнению, не готова. Причина — в стоимости привлекаемого через бонды финресурса. По данным аналитика, нынешняя доходность дебютных еврооблигаций УЗ на 1,5% выше, чем в момент их размещения.
Хотя в самом железнодорожном ведомстве страны, идею с дальнейшими привлечениями валютных средств через выпуски евробондов всячески приветствуют. Летом прошлого года украинский министр инфраструктуры Владимир Козак заявлял, что "Укрзализныця" планируют разместить в 2014-м бонды на сумму в три-четыре раза превышающую дебютную эмиссию (до $1,5-2 млрд — Ред). Осенью 2013-го, о возможности еще одного выпуска УЗ еврооблигаций на все те же полмиллиарда долларов рассуждало сразу несколько экспертов. Пока, видимо, не время.