Вера в колеса

Вера в колеса

Руперт Штадлер Председатель правления компании Audi о конкуренции с Mercedes-Benz и BMW и влиянии кризиса на автомобильный рынок

Второе место в мире по продажам автомобилей премиум-класса не может не радовать председателя правления компании Audi Руперта Штадлера. Немецкой автомобилестроительной компании, которой он руководит с 2007 года, удалось не только продать автомобилей на 19% больше, чем в прошлом году (1,3 млн.), но и обогнать своего давнего конкурента — Mercedes-Benz. Еще одно немаловажное достижение ушедшего года — Audi вплотную приблизилась к BMW, продажи которого в 2011-м составили 1,38 млн. авто. К чему теперь стремится Audi? Довести продажи до красивой круглой цифры — 1,5 млн. штук к 2015 году, говорит Руперт Штадлер.

Несмотря на успехи Audi, некоторые эксперты все еще скептически смотрят на будущее компании. Вас это не смущает?

Если говорить откровенно, то я не знаю ни одного авторитетного специалиста, который бы думал таким образом. Напротив, Audi никогда не была так сильна экономически, как сегодня. Кроме того, сейчас мы предлагаем очень широкий модельный ряд автомобилей и ставим перед собой амбициозные цели по ключевым технологическим областям, в которых работает компания.

Оправдывают ли себя внушительные суммы, которые вы тратите на маркетинг?

В автомобильном бизнесе существует старое правило, которое гласит, что для того чтобы убедить нового клиента перейти к вам от бренда, которому он был верен, требуется время. Для этого нашим дилерам необходимо поговорить с клиентом, дополнительно провести несколько тест-драйвов. Таким образом, со временем на улицах становится заметно, что водители отдают предпочтение Audi. И это свидетельствует, что мы двигаемся в правильном направлении.

Подобная ситуация наблюдалась с запуском модели A6, которая сегодня продается практически на всех рынках, а также моделей A7 и A8, пришедшихся по вкусу новым клиентам. Я считаю, что переход с одной модели на другую прошел успешно. Мы увеличили присутствие этих автомобилей, обновили их модельный ряд и снизили затраты на производство, что в свою очередь дает нам неплохой задел на следующие несколько лет.

На какие рынки вы делаете ставку?

Экономика в последнее время не блещет стабильностью. Тем не менее мы ставим перед собой прогнозы умеренного роста в 2012 году в США, также прогнозируем стабильный рост в Китае на уровне 8%. Китай в следующем году будет крупнейшим автомобильным рынком с объемом продаж в 13 млн. автомобилей. Мы видим рост в Южной Америке, в Африке. Особенно в Южной Африке.

А на европейском рынке?

Я считаю, что в Европе будет стагнация. Возможно, рынок сократится, однако это станет заметно только через несколько месяцев. Но это не имеет ничего общего с автомобильным бизнесом, а скорее является результатом нежелания покупать авто из-за неопределенности в завтрашнем дне. Самым стабильным рынком в Европе будет немецкий. Также мы наблюдаем рост в Восточной Европе и России. Но все зависит от того, удастся ли предотвратить кризис евро.

Другие автомобилестроительные компании уже чувствуют ослабление рынка и переводят производства на сокращенный рабочий день. Планируете ли вы прибегнуть к таким мерам экономии?

В следующем году у нас есть хорошие возможности для инвестирования. В частности, компания Audi запустила крупнейшую инвестиционную программу за всю ее историю. До 2015 года мы планируем вложить 12 млрд. евро в новые продукты и технологии. Также не исключаем сделки M&A.

В прошлом году модель Audi A1 стала конкурентом еще одному автомобилю мини-класса — Mini Cooper. Довольны ли вы результатами продаж по итогам года?

Первым годом продаж я очень доволен. Совсем недавно в Японии был представлен пятидверный хетчбэк, и я считаю, что эта машина поможет нам продвинуться вперед на автомобильном рынке, который сейчас переживает далеко не лучшие времена. В прошлом году нам удалось вырасти на 20%, и в целом мы растем быстрее, чем рынок премиум-автомобилей.

Не так давно ваш ближайший конкурент BMW заявил о планах использования углерода в производстве авто. Что вы предложите взамен?

Мы приняли этот вызов. В частности, серьезная конкурентная борьба начнется после выпуска новой модели Audi A2.

За счет чего?

Новая модель будет заметно легче по весу. Насколько именно, нам еще предстоит узнать после того, как BMW представит свой новый автомобиль i3. Но пока ни наша модель, ни i3 не поступили в серийное производство. Мы разработали облегченную конструкцию не только для одной модели, но и для всего модельного ряда. Новая технология позволяет ремонтировать автомобиль после аварии за разумную цену. Тем не менее изготавливать элементы из углерода непросто, и много кто не придает этому значения.

Согласно последним разработкам углеродное производство очень затратное. Хотите превзойти BMW i3 ценой?

Мы не хотим, чтобы новая модель автомобиля сильно разнилась в цене. Нам уже удалось превзойти Mercedes и мы приближаемся к бренду BMW. На данный момент мы №1 в Западной Европе и США.

Но ведь в США есть компании, которые продают больше автомобилей, чем Audi.

А, например, на День благодарения нам удалось побить рекорд прошлого года и продать 101,6 тыс. автомобилей в этой стране. Последние четыре года присутствия компании Audi в США были потрачены на увеличение бизнеса за счет создания эксклюзивной дилерской сети и обновления имиджа бренда. Если раньше в списке американцев, которые планируют приобрести себе автомобиль премиум-класса, мы стояли на 7-м месте, то сейчас занимаем 2-е. И наша задача — еще больше упрочнить свою позицию.

План по продаже 1,5 млн. автомобилей в 2015 году выполним?

Сейчас мы перевыполняем наш план. Это означает, что скорее всего мы быстрее достигнем поставленных целей. Кроме того, компания Audi пересмотрела горизонт планирования до 2020 года и будет реагировать на потребности клиентов. Прежде всего мы хотим стать более гибкой компанией, которая характеризируется как инновационная и финансируется исключительно из собственных денежных потоков. Когда я стал финансовым директором компании в 2003 году, операционная прибыль Audi была на уровне 1 млрд. евро. Сегодня, после трех кварталов 2011 года, мы подошли к 4 млрд. евро. Мы стабильны, как никогда.
 

Читайте также