В некоторых сферах позиция Украины не вызывает серьезных нареканий (например, качество железных дорог и покрытие сотовыми операторами). Но по качеству автодорог, аэропортов и инфраструктуры морских портов намного уступает большинству стран мира.
Самая большая проблема коммунальной сферы — состояние дорог. Частично она решалась в течение последних нескольких лет в рамках подготовки к проведению Евро-2012. Но даже такое мегасобытие не способно привнести существенные улучшения в этой сфере.
Кроме того, Украина страдает от неравномерного качества коммунальных услуг и инфраструктуры в разных регионах. Самое высокое качество зафиксировано в двух областях — Черновицкой и Запорожской, а также в Севастополе. В то же время Киевская, Луганская, Донецкая, Тернопольская и Ивано-Франковская области — наихудшие.
Проблему улучшения инфраструктуры могли бы решить проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) — относительно новый инструмент экономического развития, который становится все более популярным в мире. ГЧП играет важную роль в привлечении частного капитала и управленческого опыта для финансирования строительства и работы объектов инфраструктуры. Кроме того, такие проекты позволяют разделить инвестиционные риски между частными компаниями и государством. Примером их успешной реализации является Чили. В период между 1993 и 2001 годами в этой стране была реализована программа платных дорог на условиях концессии. В рамках программы было отстроено 2,5 тысячи новых дорог общей стоимостью $5 млрд. Процесс начался с небольших проектов, которые позволили протестировать рынок и снизить дальнейшие риски для частного сектора. К участию в тендерах привлекли 27 зарубежных консорциумов и более 40 чилийских, а также ряд иностранных компаний из 10 стран мира. Различные опросы показали: пользователи дорог и местные общины высоко оценили этот государственно-частный проект.
Недавно KEI совместно с КМИС провели в Украине опрос представителей органов государственной и местной власти, а также предпринимателей и местных неприбыльных организаций в рамках Программы развития ГЧП, которую реализует USAID. Он показал, что чаще всего проекты в нашей стране не были осуществлены из-за отсутствия диалога между заинтересованными сторонами, недостаточных финансовых возможностей, а также неурегулированной нормативно-правовой базы. Препятствуют развитию ГЧП также и политические риски. Все эти факторы связаны между собой и усиливают действие друг друга. Например, взаимное непонимание и недоверие между частным сектором и государством — это следствие политической нестабильности в стране и противоречивого законодательства наряду с отсутствием верховенства права и повсеместной коррупцией. Те же проблемы с финансированием могли бы решаться за счет привлечения банковского сектора в рамках ГЧП, как это делается в других странах, но опять же этому не способствуют политический и правовой риски. В свою очередь, без нормального диалога с частными инвесторами государству труднее урегулировать нормативно-правовую базу.
Что же нужно для того, чтобы механизм ГЧП заработал в Украине? Решение требует комплексного подхода. Для того чтобы сделать такое партнерство привлекательным для частного инвестора, государство должно проводить не разовые акции, например, в виде краткосрочных налоговых льгот, а направить усилия на улучшение общего инвестиционного климата и стабильность в банковской системе. Также необходимо повысить эффективность и прозрачность государственного аппарата, устранить противоречия в законодательстве, в том числе в системе тарифного регулирования. Представители органов центральной и местной власти остро чувствуют нехватку знаний и навыков в сфере реализации ГЧП. Поэтому специализированные тренинги, учебные пособия и публикации смогли бы оказать значительную помощь в этом направлении.
Модернизация инфраструктуры и улучшение коммунальных услуг в Украине невозможны без привлечения частного сектора в той или иной форме. При отсутствии денег в госбюджете государственно-частное партнерство могло бы стать путем решения коммунальных и инфраструктурных проблем, с которыми мы, жители Украины, сталкиваемся каждый день, отправляясь утром по разбитым дорогам на работу и возвращаясь вечером домой в давно не видевшие ремонта подъезды.
По материалам: Инвестгазета