Высокие инвестиционные перспективы для альтернативной энерегтики

Высокие инвестиционные перспективы для альтернативной энерегтики

Экономический кризис в Украине вызвал существенные изменения на рынке альтернативного топлива. За последние годы практически исчезли экономические стимулы для производства биоэтанола и биодизеля. ...

Питательная среда
Рынок альтернативного топлива можно поделить на два основных сегмента. В качестве заменителей традиционного автомобильного топлива используются биодизель, сырьем для которого служат рапс, соя и метиловый спирт, и биоэтанол, производимый из 98-процентного этилового спирта. Твердое биотопливо и биогаз, получаемые из органического сырья, заменяют природный газ.
В 2009 году спрос на биотопливо в ЕС вырос на 30%. Поэтому в Украине стали массово строить заводы по его производству в надежде наладить поставки в Европу. Ранее заявлялось, что украинская продукция сможет занять до 20% рынка ЕС. В результате к концу прошлого года в стране насчитывалось 42 предприятия по производству биодизеля суммарной мощностью 500-600 тыс. т в год. "Однако надежды производителей не оправдались. До 2008 года большинство этих предприятий были загружены не более чем на 50%, поскольку европейский потребитель неохотно покупал готовую украинскую продукцию. Зато 90% выращенного рапса экспортировались в Германию и Польшу",– говорит аналитик НИЦ "Укрбиоэнергия" Виталий Винниченко. Украина стала крупнейшим поставщиком сырья в Восточную и Центральную Европу. "Впрочем, кризис привел к снижению спроса в ЕС не только на биотопливо, но и на сырье. А в Украине остановились все биодизельные заводы",– отмечает заместитель директора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.
По данным Украинской аграрной конфедерации, объем производства рапса в Украине в 2009 году сократился на 36%, до 1,8 млн т. Гибель части озимых посевов рапса в начале 2010 года привела к росту цен на сырье на 300 грн/т – до 2,80-2,85 тыс. грн/т. Себестоимость биодизеля (10-12 грн/л), получаемого из такого рапса, выше, чем у традиционного топлива, продаваемого по 7-8 грн/л.
Сложно развивается и рынок биоэтанола. Производить его намеревались девять спиртовых заводов ГК "Укрспирт" мощностью до 200 тыс. т в год каждый. Для модернизации заводов необходимо 50 млн евро. Однако развитие предприятий сдерживает не только дефицит средств. Энергетические затраты на производство биоэтанола в 1,67 раза выше, чем энергетический эффект от его сжигания. "Перепрофилирование одного спиртзавода обходится в $4-5 млн, окупается за шесть-восемь лет. При отсутствии спроса на продукцию эти инвестиции рискованны",– отмечает господин Винниченко. Запустить производство биоэтанола удалось лишь на двух предприятиях. Лохвицкий спирткомбинат начал выпуск компонента моторного топлива "Альтернативный" (КМТА) объемом 10 тыс. дал в сутки, а Гайсинский спиртзавод, вложив 3,5 млн евро в модернизацию, получил разрешение на производство биоэтанола объемом 100 тыс. т в год, который планируется использовать для производства бензина "Био-100" (80 т в сутки) по стандарту "Евро-4".
Производство биологических заменителей традиционных видов моторного топлива требует создания внутреннего рынка сбыта. Поэтому Верховная рада в 2009 году приняла закон, согласно которому в стране до 1 января 2014 года установлена нулевая ставка акциза на все виды биотоплива. Производителей на десять лет освободили от уплаты налога на прибыль и импортных пошлин. Лицензируется только производство объемом свыше 5 тыс. т в год. Результаты не заставили себя долго ждать. О намерении производить биотопливо уже сообщили крупнейшие аграрные компании: "Сахарный союз 'Укррос'" планирует вложить $30 млн в создание биоэтанольных мощностей на Губинихском сахарном заводе, а Landkom International – производить и продавать сырье для выпуска биодизеля.
 

Альтернативные ресурсы
Лучше дела обстоят на рынке биогаза, объем использования которого к 2011 году может вырасти в 2,5 раза. "Украинская молочная компания" (УМК), например, в октябре 2009 года первой получила у НКРЭ право продавать по "зеленому тарифу" (в 2,3 раза выше розничного) электроэнергию, полученную с помощью биогазовой установки, перерабатывающей отходы животноводческого комплекса, рассказали в компании "Дженерал Электрик", разработавшей газовый двигатель для УМК. Ежегодно УМК экономит 1,2 млн кубометров природного газа. "Развитие этой отрасли в основном ориентировано на аграрный сектор. Однако становится популярным использование свалочного биометана для выработки электро- и тепловой энергии",– отметила исполнительный директор компании Fuel Alternative Юлия Березовская, оценив строительство и затраты на эксплуатацию биогазовой установки в 2-3 млн евро. По мнению Виталия Винниченко, крупные аграрные компании пока с недоверием относятся к использованию биотоплива, зато это интересно представителям малого и среднего бизнеса: "Но через пять лет продажа энергии от биогаза, произведенного из животноводческих отходов, может стать бизнесом для крупнейших агрохолдингов".
Перспективным направлением эксперты считают и твердое биотопливо. По данным Fuel Alternative на начало года, в стране существовали 155 предприятий по производству древесных и соломенных брикетов, 73 завода по производству пеллет из лузги семян подсолнечника. Впрочем, этот вид бизнеса сильно зависит от экспорта. В первой половине 2010 года около 80% предприятий простаивали или работали с низким коэффициентом загрузки. Основной проблемой этой отрасли является отсутствие сырья по оптимальной цене. "Помимо того, существуют серьезные проблемы с поставками сырья производителям, предприятия которых зачастую существенно удалены от сырьевой базы",– уточнила госпожа Березовская.
"И все же объем рынка твердого альтернативного топлива до конца года вырастет в 2-2,5 раза, до 500-520 тыс. т",– прогнозирует господин Винниченко. По его словам, активное развитие этого сегмента обеспечат крупнейшие агропромышленные компании, которые за несколько лет вытеснят основных производителей пеллет. Это объясняется тем, что у аграриев не возникает проблем с поставками сырья для производства биотоплива – они используют отходы собственного производства. Кроме того, европейский потребитель охотнее будет покупать продукцию у серьезных аграрных компаний, чем у малоизвестных производителей пеллет, которые пока не могут предложить на экспорт продукцию высокого качества. А основными клиентами на внутреннем рынке для последних станут коммунальные теплокоммунэнерго. Для их перевода на твердое биотопливо уже в этом году правительство выделило 260 млн грн.
С экспертом соглашаются крупные производители аграрной продукции. По словам председателя правления Днепропетровского маслоэкстракционного завода (выпускает подсолнечное масло под ТМ "Олейна") Александра Слоева, за счет использования технологии сжигания лузги ежегодное потребление природного газа на его предприятии снизилось с 11-12 млн до 2,3 млн кубометров. "Мы планируем кардинально модернизировать паросиловой цех и установить дополнительный котел по сжиганию лузги, а также турбину для выработки электроэнергии. Основная цель наших энергосберегающих проектов – снижение потребления газа до нуля и производство собственной электроэнергии",– сообщил господин Слоев. Как рассказала начальник департамента по работе с инвесторами "Мироновского хлебопродукта" Анастасия Соботюк, использование подсолнечной лузги в качестве топлива позволило сократить потребление газа на Мироновском заводе по изготовлению круп и комбикормов на 6 тыс. кубометров в год. "На приобретение оборудования и строительство котельной мощностью 10 т пара в час было потрачено порядка 19,34 млн грн",– отметила она.
Излишки топлива обе компании экспортируют, что повышает окупаемость установок. "Мироновский хлебопродукт" отправляет на экспорт в Польшу гранулы в объеме порядка 6-6,5 тыс. т в месяц. "В 2008 году с установкой на предприятии гранулятора лузги она превратилась в один из видов продукции предприятия и дополнительный источник дохода",– уточнил господин Слоев.

Читайте также