10 способов понравиться инвестору посредством презентации

10 способов понравиться инвестору посредством презентации

В этой статье представлены 10 самых распространенных и типичных ошибок на презентации стартапа. Советы от более успешных стартаперов: как избежать самых глупых ошибок на презентации?

Сделать качественную презентацию стартапа, которая «зацепит» инвестора с первых же секунд – это целое искусство. Начинающие презентаторы зачастую сильно нервничают и от волнения допускают одни и те же ошибки. И самая главная из них – формальность вашей речи. Будьте самим собой! Инвесторы тоже живые люди, и ваш энтузиазм и вера в собственный проект могут быть заразительными. 

1. Помните о времени
Она из самых типичных ошибок для любой презентации. Для того, чтобы уложиться в отведенные вам 7, 5, 3, 2 минуты (нужное подчеркнуть), вам необходимо интенсивно тренироваться дома. Вы можете позволить себе не вложиться в 5 минут с 30-секундным запасом, и вам дадут дополнительно только 15 секунд при 2-х минутной презентации. Если вы не вложитесь в это время на серьезном мероприятии, у вас просто заберут микрофон. Если вам кажется, что 7 минут – это очень много, то потренируйтесь дома с таймером. Вы увидите, что с первого раза превысите лимит минимум на 2 минуты. Вот для того, чтобы подобная ошибка не повторилась перед инвесторами, стоит очень много раз прогнать презентацию дома, перед зеркалом и друзьями, отрабатывая каждое слово и помня о том, что репетировать надо с запасом, потому что при реальной презентации со сцены времени у вас уйдет больше. Уложиться в 3-5 минут намного сложнее, чем кажется на первый взгляд, а ведь самые важные детали проекта обычно в самом конце вашей речи.

2. Простыми словами
Не стоит перегружать презентацию сложносочиненными предложениями. У занятых людей поголовно ADD — синдром дефицита внимания, и они не только не хотят, но и не могут продраться сквозь дебри сложных конструкций. Презентация должна быть четкой и ясной, состоять из простых и понятных тезисов. Так вы успеете заинтересовать инвестора до того, как он отвернется к более информативному собеседнику.

3. Хватит читать с листа
Самое печальное зрелище – презентатор, читающий со слайда. Люди, сидящие в зале, читать умеют, так что справятся без вашей помощи. А ваша задача сделать так, чтобы ваша речь и презентация дополняли друг друга и создавали гармоничное описание проекта. Текст на слайде выполняет две простых функции – тезисное напоминание для вас и «цеплялка» для слушателя, фокусирующая его внимание на презентации. Надо понимать, что читая со слайда вы теряете связь с аудиторией и нить вашего рассказа, начинаете говорить монотонно и скучно, забываете, что еще было в этом слайде. Потому цифры и картинки – это ваше. А вот на текст даже не смотрите.

4. Зацепите аудиторию собственной историей
Конечно, в любой умной книжке вы сможете прочитать данный совет, но все равно повторим: сухие факты – это скучно! Зацепите аудиторию интересной или смешной историей. Расскажите, как вам в олову пришла идея или как ее реализация уже помогла вам и вашей команде. Если у вас есть подходящая история, свяжите ее с проектом. Это всегда интереснее сухого отчета.

5. Не цитируйте и не исправляйтесь
Импровизация – это тоже своего рода искусство, и получается оно не сразу и не у всех. Но и заучивать слово в слово текст презентации не надо. Каждая ошибка будет вызывать у вас панику и сбивать с рассказа, вплоть до того, что вы «поправите» сами себя, если ваша фраза не сойдется с текстом. Запомните, что в реальной презентации единственным правильным вариантом будет тот, который вы озвучили инвестору (если это не ошибка в самих фактах). Сказали «апельсин» вместо «цитрус» – ну и ладно, смысл от этого не меняется. Не вздумайте исправлять себя – это портит впечатление о вас и о вашем проекте. Чтобы не повторять данной ошибки учите только сам каркас презентации: о чем в общем написано на слайде, что вы хотели этим сказать. А дальше – импровизируйте на тему. Это создаст хорошее впечатление вашей уверенности в себе и в своих данных.

6. Будьте проще
Не надо перегружать слушателя сложными терминами и логическими связками. В зале сидят инвесторы, а они такие же люди, как и вы – молодые, продвинутые и активные. Рассказывайте им о своем проекте так, как будто говорите перед друзьями (но без излишней фамильярности).

7. Ваши слайды не читают
Люди не читают тексты на слайде длиннее трех слов. Особенно, если помимо картинки там еще 10 строчек описания. Текст на слайде – это даже не тезисы, а набор ключевых понятий и слов, в противном случае можете сразу выбрасывать подобную презентацию. Несколько ключевых понятий большим шрифтом – больше никто читать не будет. Вбейте себе уверенность в том, что пишете дорогущую телеграмму, каждое слово в которое стоит по 1000 грн. Это и экономить вас научит, и улучшит вашу презентацию.

8. Правильные акценты
Монотонный рассказ, даже при неукоснительном соблюдении всех правил выше, усыпит слушателя вернее любой колыбельной. У вас есть голос – пользуйтесь им. Расставляйте акценты и паузы, выделяйте ключевые места. Ваша речь должна быть громкой, четкой и выразительной (вспоминаем уроки литературы в школе)

9. Ваш рассказ – для людей
Для вас тема ясна и понятна, вы в ней живете уже несколько месяце (или лет). А вот для вашего слушателя – нет. Они могут вообще не понимать, кому и зачем нужны предлагаемые вами сервисы/платформы/улучшения (нужное подчеркнуть). Если основные интересы аудитории с вашей целевой группой потребителей не связаны, рассказывайте о том, что реально интересно инвестору – монетизация, размер рынка, стратегия продвижения, и планы развития. Если наоборот, инвестор вовлечен напрямую в вашу тему – не стесняйтесь, описывайте «фишки» проекта, но не забывайте и здесь отметить, кому будет интересен ваш проект и почему.

10. Чувство юмора и оригинальность – ваше всё
Шутка, непосредственность, интерактивность, провокация – это самые лучше способы привлечь положительное внимание аудитории. Смешные картинки и вопросы в зал уже приелись (хотя без них еще хуже), потому будьте на шаг впереди. Проявите смекалку и самоиронию, сделайте или скажите что-нибудь оригинальное, например, как можно ваш проект использовать не по прямому назначению. Выделяйтесь из толпы, вплоть до узнаваемой одежды, по которой вас потом можно будет найти.

Читайте также