Бывший учитель английского Джек Ма пятнадцать лет назад, собрав вокруг себя нескольких единомышленников, основал в городе Ханчжоу неподалеку от Шанхая компанию. Сегодня сайты Alibaba (в основном Tmall и Taobao) могут похвастаться вдвое большим количеством товара, чем Amazon. В рамках IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже NYSE компания привлекла $21,8 млрд., а ее капитализация достигла $168 млрд., что вдвое больше, чем у Yahoo.
Джек Ма с Alibaba уже точно вписали себя в историю, однако успешность размещения еще и показывает некоторые экономические тренды ближайшего будущего, считают эксперты Time.
Все больше успешных компаний будут возникать в развивающихся странах
Многие жители Запада до сих пор смотрят на Китай как на большую фабрику по созданию не самой качественной продукции. Да, эти товары все еще продаются в стране, но такой бизнес постепенно становится вчерашним днем. Развитие крупнейшей нации в мире настолько стремительно, что ее представители уже могут сами создавать успешные компании практически в любой отрасли. К примеру, крупнейший производитель компьютеров Lenovo, или разработчик телекоммуникационного оборудования Huawei.
IPOAlibaba подчеркивает этот тренд еще больше – такие компании есть уже не только в производстве, но и в сфере технологий и сервисов. Ма со своей командой построили компанию, которую уже сравнивают с такими гигантами, как eBay и Facebook. Эта компания не уникальна – Tencent из Шэньчжэня, управляющая мессенджером WeChat, также, по мнению экспертов, способна занять нишу на мировом рынке. Крупнейшие западные компании должны смириться с тем, что им все чаще придется сталкиваться с китайскими конкурентами, которые тоже хотят занять свое место под солнцем. Китай сейчас на острие тренда, но крупные проекты будут появляться и на других рынках – в Индии уже работает несколько компаний мирового класса, в частности – Infosys и TCS.
На развивающихся рынках появятся новые «голубые фишки»
Название «голубые фишки» носят акции самых надежных и перспективных компаний, чьи доходы стабильны. В 90-е годы ХХ века многие инвесторы начали вкладывать в развивающиеся рынки – они имели большие риски, чем привычнее Европа, США и Япония, но прибыль на них была в разы больше. Успех Alibaba демонстрирует произошедшие с тех пор изменения – китайская компания теперь может привлечь гораздо больше инвестиций, чем американская (Facebook).
Это значит, что инвесторы уравняли в своем создании компании из развивающихся стран с компаниями из развитых рынков. Конечно, невозможно избавиться ото всех предубеждений по щелчку пальца, но все больше и больше инвесторов будет вкладывать в копании из Шанхая, Сан-Паулу и Мумбаи.
Задавать темпы мировой экономике будут потребители из развивающихся стран
После Второй мировой войны производство переносилось из развитых рынков в боле бедные регионы – американские заводы заняли рисовые поля в Китае, Южной Корее, Индонезии и других азиатских странах. Оттуда страны Запада вывозили готовые компьютеры, мобильные телефоны и кроссовки – миллиарды жители бедных стран не могли позволить себе купить то, что сами же и производили.
Теперь мировая экономика находит баланс – потребление в Европе и США ограничивается замедлением роста зарплат и слабостью рынка труда, тога как в развивающихся странах реальные доходы населения растут. Соответственно, именно эти люди станут двигателем роста мировой экономики. В ХХ веке главным в мире был американский потребитель, но в ХХІна арену выходит потребитель из Китая и Индии.
Alibaba наглядно демонстрирует силу развивающихся рынков. В прошлом году пользователи в Китае приобрели на сайтах этой компании товаров более чем на $248 млрд., тогда как на Amazon покупатели со всего мира – только на $110 млрд. Компании потребительского сектора, которые ориентируются на клиентов, живущих в Нью-Дели, Пекине и Джакарте, займут первые места в своих отраслях.
Жители западных стран все чаще будут поступать на работу в азиатские компании
Джек Ма заявлял, что привлеченные в ходе размещения средства он собирается пустить на расширение присутствия Alibaba в Европе и США – это тоже новый тренд. Компании с развитых рынков превращаются в стратегических инвесторов. По данным Американского института предпринимательства, китайские компании с 2005 года инвестировали более $500 млрд., и главным рынком для них стали США.
Поскольку компании из развивающихся рынков будут все больше вкладывать в развитие за рубежом, они автоматически станут одними из крупнейших работодателей. Такие гиганты, как Huawei, Lenovo, Geely, Haier и Tata уже нанимают тысячи американцев и европейцев. И чем дальше, тем больше представителей западной цивилизации будет понимать, что более привлекательными с точки зрения карьерного роста для них будут компании по типу китайской Alibaba, а не компании из Франкфурта, Парижа или Нью-Йорка.