Итак, "А как дела в России с инвесторами?".
Сегодня хотелось бы поговорить об инвестициях в бизнес-проекты: о сегодняшних трендах, о российских инвесторах, кого и когда стоит привлекать и каких ошибок стоит опасаться.
Венчурные инвестиции являются наиболее актуальными – это инновации в медицинской и научной сфере, технологические и IT-стартапы. Венчурные инвестиции обычно наиболее рискованные. Обычно такие проекты просто не с чем сравнивать, потому спланировать бизнес очень сложно, проект развивается и живет фактически сам по себе, в постоянной неопределенности. Оценить такие проекты можно только на основании команды, идеи, исследования ожиданий, потребностей рынка и его изменений.
Существует три типа инвесторов – венчурные фонды, бизнес-ангелы и стратегические инвесторы. Причем каждый из них приходит на разных стадиях развития проекта.
Первыми приходят бизнес-ангелы, предоставляющие относительно небольшие инвестиции (до $100 тыс.) практически на всех стадиях жизненного цикла стартапа.
Фактически, в этот момент существует только прототип и первая проверка идеи на прочность (речь идет о тех случаях, когда прототип не является готовым продуктом). Бизнес-ангелы отличаются от других инвесторов тем, что очень быстро (примерно в течении месяца) предоставляют деньги и в первую очередь оценивают команду и идею. Причем именно вместе, оценивая, насколько команда проекта вообще способна воплотить эту идею в жизнь, насколько они чувствуют ее и верят в успех своего проекта. Достаточно ли этой идеи для того, чтобы мотивировать команду к дальнейшему развитию. Бизнес-ангел может также быть консультантом и ментором проекта. Следовательно, ангел инвестирует не только в сам проект, а скорее в команду, потому что частенько идея трансформируется в процессе работы над проектом.
Венчурные фонды становятся, так называемыми, «умными деньгами», потому что стартапы получают не только инвестиции, но поддержку экспертов и аналитиков фонда.
Венчурные фонды прекрасно понимают, куда они вкладывают свои деньги и оценивают перспективы проектов исходя из своего предыдущего опыта. У фонда также есть более полная рыночная статистика, понимание его размеров и возможности проектов к масштабированию. На этом этапе фонд вкладывает от $1 млн. и имеет вполне определенные цели – увеличить рыночную стоимость молодой компании минимум в десять раз в течение следующих пяти лет. Проект SmartMarket.net привлек именно такого инвестора в первом раунде финансирования.
Стратегический инвестор выступает последним.
Стратегом станет крупный игрок в той же нише рынка, который захочет приобрести проект путем покупки контрольного пакета акций. Ярких примеров множество – Google приобрел YouTube, Microsoft выкупил Skype и совсем недавно Facebook приобрел проект Instagram. На стратегического инвестора ложатся минимальные риски, так как ему достается уже успешный налаженный бизнес. Следовательно, объем инвестиций на этом этапе практически не ограничен, а инвестор не будет предоставлять никакой экспертизы, поскольку в сфере его компетенции лежит целая отрасль, а не определенные проекты. Стратеги, как правило, покупают проекты для последующей интеграции их в свой бизнес.
Но сейчас у стартапов есть еще один вариант.
Механизм CrowdInvesting (привлечение инвестиций от множества микроинвесторов) уже реализован в некоторых европейских странах. SmartMarket.net реализует эту идею в России. Это стало своеобразной эволюцией CrowdFunding, когда людей больше не интересуют бонусы и подарки. Сейчас им нужен опыт, аудиторию волнует ощущение процесса, обучение на реальном примере, практические навыки, применимые в жизни. Став микроинвестором, человек получит бонусы (привелегии) и статус инвестора, и опыт развития бизнеса, и вероятный доход. У такого типа инвестиций есть свои нюансы: здесь важно умение работы с аудиторией, общение с потенциальным инвестором.
Основные проблемы при общении с инвестором.
Неподготовленность – главная ошибка. Если у вас нет краткого и адекватного изложения бизнес-идеи, качественной презентации проекта, готового бизнес-плана и хотя бы общего анализа рынка и конкурентов, инвестор даже не будет вас слушать. Вы должны проанализировать слабые и сильные стороны своего проекта, возможные риски, создать план действий для минимизации этих рисков. Тогда любые вопросы инвестора не застанут вас врасплох, а качество и скорость ваших ответов приятно удивят и создадут вам хороший имидж.
Следующая проблема – отсутствие практической проверки своей идеи.
Испытывать свою идею необходимо любыми способами. Причем сугубо практическими, а не опросами среди своих друзей. Можно записать мнения экспертов и предпринимателей из аналогичных проектов, найти какое-либо осязаемое доказательство того, что ваши потенциальные клиенты заинтересованы в вашем проекте.
Инвестора нервирует отсутствие необходимого объема инвестиций на данном этапе.
Инвестор хочет слушать конкретную сумму, которая основана на точном бизнес-плане и проанализированной структуре расходов, которые проект понесет на текущем этапе. Многие проекты запрашивают одну сумму, но затем появляется множество неучтенных расходов. Деньги любят счет и лучше лишний раз обратиться к финансистам и проверить все цифры. В упрощенном варианте презентация проекта перед инвестором включает две части: промо-презентация, когда проект и его команду красиво представляют, и расчеты, которые демонстрируют, что команда прекрасно понимает проект, чувствует рынок и мыслит рационально.
Если ваша первая презентация не удалась, то просмотрите портфель инвестора, чтобы понять, какие проекты его интересуют, и понять, чего именно вам не хватает для одобрения инвестора, чтобы минимизировать шанс получения отказа в следующий раз.