В августе 2009 года, поехав отдыхать в Таиланд, Айнур Абдулнасыров две недели отпуска потратил на поиск дома, где в течение полугода команда из пяти человек создала сервис для изучения английского языка Lingualeo (компания получила венчурные инвестиции в декабре 2010 года, сейчас оценивается в $10 млн). Таких примеров все больше — в Таиланде, Индии, во Вьетнаме и на Бали появляются небольшие кампусы программистов и дизайнеров. Кто-то из них делает стартапы с нуля, кто-то работает фрилансером, но есть и целые команды отечественных веб-студий. Чем привлекают начинающих предпринимателей экзотические страны?
Дешевизна
Поездка в Азию — возможность привлечь высокопрофессиональных работников за небольшие деньги. «Если бы я пытался привлечь их в офис за эту же зарплату, — говорит Айнур, — они бы не согласились, потому что жизнь в Москве дороже, это банально и в этом нет никакой романтики». К тому же, в Таиланде все дешевле: жилье, еда, интернет и развлечения. На пятерых, включая аренду дома на острове Ко Чанг, двух бунгало на берегу океана и еду, у команды Lingualeo выходило около 25 000 рублей в месяц. Зарплата в команде составляла 40 000 рублей плюс фондовый опцион, который сейчас уже стоит около $600 000. В общей сложности за полгода Айнур вложил в стартап около $120 000 личных сбережений.
Команда отовсюду
Если вы собираете команду в Азии, то неважно, в каком регионе России или СНГ живет ваш сотрудник. Ведь вся команда переезжает в определенное место, выбранное вами для команды в целом. Когда создается офис, например, в Москве, сотрудников приходится набирать из Москвы и пригородов. Ограничившись одним городом, вы рискуете пропустить ценных людей, живущих в регионах.
Четкие сроки
Срок разработки проекта нужно ограничивать во времени. Это разумно, потому что так легче рассчитать бюджет и сотрудники мотивированы закончить работу в срок. Иначе проект может растянуться на долгие месяцы, а то и годы. В Москве у разработчиков слишком много отвлекающих факторов. А стиль жизни на выезде позволяет не отвлекаться на мелочи. Например, одеться и дойти до рабочего места у Айнура и членов его команды получалось за 15 минут — погода предполагает шорты и футболку.
Креативная среда
Рутина и привычный образ жизни заставляет мыслить стереотипами. Стоит выехать подальше — свежий взгляд гарантирован. Айнур уверен, что если бы Lingualeo остались в Москве, то их мозговые штурмы были лишь моментом из череды большого количества событий и команда не смогла бы отдать проекту столько энергии, как на острове Ко Чанг.
Тимбилдинг
Работа в другой стране способствует тому, что члены команды делают многое вместе, что создает между ними прочные дружественные связи. Сотрудники Lingualeo жили в одном доме, готовили ужин по очереди, играли в местные игры и ездили на материк отдыхать. «Мы хорошо отдыхали, но и работали мы очень много», — говорит Айнур. Стартаперы работали шесть дней в неделю, но из-за жаркого солнца им пришлось подстраиваться под погоду, разделив рабочий день трехчасовой сиестой.
Маркетинг
У каждого бренда должна быть своя история, а когда она реальна и необычна — это ценно вдвойне. Во многом Lingualeo стала известна благодаря своему происхождению на острове, история которого была опубликована на сайте «Хабрахабр» и вдохновила других стартаперов на создание офиса в Азии. На очередной мозговой штурм и доработку стартапа Lingualeo собирается выехать летом в Черногорию.
Но успех стартапа от места создания не зависит. «Важнее настрой команды на результат, полная самоотдача и профессионализм», — напоминает Дмитрий Чихачев, управляющий партнер венчурного фонда Runa Capital.