Airbus VS Boeing

Airbus VS Boeing

Авиасалон в Фарнборо в очередной раз стал ареной соперничества двух авиагигантов — Boeing и Airbus. В сумме они собрали заказов более чем на $50 млрд., большая часть которых досталась американцам

Судя по итоговой сумме заказов двух авиагигантов — Boeing и Airbus — Фарнборо-2012 оказался для авиастроителей удачней, чем провальный авиасалон 2010 года. Напомним, тогда итоговая сумма контрактов составила чуть более $47 млрд. Но до докризисного 2008-го, когда участники выставки смогли собрать заказов более чем на $88 млрд., нынешнему Фарнборо все же далеко.

Еще одной новостью стало кардинальное изменение спроса: максимальным вниманием покупателей пользовались экономичные самолеты. У Boeing они были представлены тремя моделями узкофюзеляжного семейства 737max с индексами 7, 8 и 9. У Airbas — линейкой примерно аналогичных по характеристикам A319neo, A320neo и A321neo.

Самыми продаваемыми лайнерами 48-го международного авиасалона в Фарнборо стало семейство Boeing 737max — к концу коммерческой части выставки на них приходилась большая часть из 396 заказанных у американской корпорации самолетов. Один из самых крупных контрактов (150 самолетов на сумму $14,7 млрд.) Boeing заключил с United Airlines. 75 Boeing 737max 8 и 25 самолетов нового поколения 737-800 у американской корпорации заказала лизинговая компания GE Capital Aviation Services (GECAS) — подразделение американской General Electric. Еще 60 самолетов 737max 8 и 15 самолетов 737max 9 законтрактовала американская же Air Lease Corporation.

Причина популярности семейства Boeing 737max — обещания Boeing, что новые лайнеры будут расходовать на 16% меньше авиационного керосина, чем нынешняя версия Airbus A320, и на 4% меньше, чем Airbus A320neo. Такой экономии планируется достичь за счет использования новых турбовинтовых двигателей американо-французской компании CFM International LEAP-X. Впрочем, пока это только планы — коммерческие поставки лайнеров запланированы лишь на 2017 год.


Ближайший конкурент лайнеров Boeing 737max — европейский A320neo — по планам концерна EADS должен поступить в коммерческую эксплуатацию на год-два раньше, в 2015-2016-х. Этот лайнер уступает по экономичности Boeing 737max, но и его расход топлива будет примерно на 15% меньше, чем у материнской серии A320.

Кстати, триумф Boeing в Фарнборо выглядит несколько иначе, если учесть, что к началу авиасалона Airbus заметно опережал Boeing по количеству заказов на экономичные лайнеры новых серий: у европейского концерна к началу июля имелся портфель более чем из 1500 контрактов, тогда как у Boeing — лишь 549. Какая из компаний выиграет «гонку контрактов», можно будет судить лишь после выхода серийных лайнеров в коммерческую эксплуатацию. Но в том, что узкофюзеляжные и экономичные американские max’ы и европейские neo в 2015-2020 годах будут главными конкурентами в сегменте дальнемагистральных лайнеров, не сомневается ни один эксперт.

Из значимых для авиастроителей стран СНГ событий авиашоу стоит отметить заявление председателя совета директоров мексиканского лоукостера InterJet Мигеля Алемана Веласко. Его компания решила перевести опцион на пять российских самолетов Sukhoi Superjet 100 в твердый контракт — несмотря на недавнюю катастрофу SSJ100 в Индонезии.

Всего мексиканцы планируют приобрести 20 самолетов за $700 млн. Кроме того, в ходе работы салона компания «Ильюшин Финанс» (РФ) подписала соглашение с панамской South America Aircraft Leasing о лизинге самолетов Ан-158. Соглашение предусматривает поставку трех самолетов и опцион еще на двенадцать. Общая сумма контракта — около $420 млн. в прайсовых ценах.

Все упомянутые контракты исчисляются именно в прайсовых ценах. Это дает слабое представление о реальных суммах сделок. Дело в том, что если пять-десять лет назад дисконт по подобным сделкам составлял 2-5%, то в 2012 году реальная стоимость контрактов может отличаться от прайсовой на 20, 30 или даже 50% меньше.

«Скидки варьируются в основном в зависимости от объемов», — признал в интервью The Wall Street Journal Джон Лихи, операционный директор Airbus. Он, как и вице-президент Boeing Рэнди Тинсет, отказался назвать размеры дисконта. Но исходя из финансовых показателей компаний и числа проданных самолетов, по оценке The Wall Street Journal, реальная сумма сделок в среднем на 45% меньше заявленной. Для мелких, по меркам Фарнборо, контрактов, таких как $700 млн. за 20 самолетов SSJ100 или $420 млн. за 15 Ан-158, скидки, скорее всего, не превышают 15-20%. А по многомиллиардным сделкам Airbus или Boeing могут доходить и до 60%.

Последнее обстоятельство косвенно подтверждают котировки акций Boeing и Airbus: несмотря на рекордные суммы сделок, к концу прошлой недели капитализация обоих концернов просела на 0,5-4,5%.

По материалам: Инвестгазета

Читайте также