По результатам данного исследования, в жизни каждого предприятие и их деятельность за последние годы все большую роль играют такие IT-сферы: мобильные технологии, бизнес-аналитика, облачные вычисления и социальный бизнес.
До конца текущего года количество мобильных устройств превысит населения всего земного шара, а объемы и количество источников информации для аналитики растет с каждым часом. Уже сейчас каждый день в мире создается более 15 петабайт новой информации.
Для создания отчета Tech Trends Report 2012 был проведен опрос более 1200 специалистов, принимающих именно технологические решения на своих предприятиях. За них 22% – руководители IT-служб, 53% – IT-специалисты, 25% – бинес-эксперты. Среди опрошенных были представители 16 различных отраслей экономики из 13 стран мира, в которые были включены не только развитые страны, но и еще растущие рынки. В проведении пороса отдельно участвовали 250 преподавателей и 450 студентов из тех же стран, будущих IT-специалистов, которые помогли выявить влияние развития IT-технологий на образование.
Более 60% от опрошенных отмечают, что вышеозначенные технологии невероятно важны для всех сфер бизнеса, но их дальнейшему развитию и продвижению мешает недостаточность профессионалов в данной отрасли и недостаточная защищенность информации. Несмотря на подобные препятствия, на каждом рынке можно выделить несколько лидеров, которые, используя эти четыре основных технологии, своей главной целью поставили инновации и индивидуальный подход к клиентам. Такой подход к ведению бизнеса помогает существенно поднять качество услуг и эффективность бизнеса.
Более 50% респондентов сказали, что мобильные технологии и бизнес-аналитика уже стали частью их бизнеса, а почти 70% отметили, что за следующие 2 года они собираются увеличить объем инвестиций в мобильные технологии, а 50% – в бизнес-аналитику.
Социальный бизнес и облачные решения пока что не нашли такого большого количества заинтересованных бизнесменов, но более 60% опрошенных собираются увеличить инвестиции в облачные вычисления и ускоряют их внедрение в собственные предприятия в самое ближайшее время.
Основные проблемы: нет кадров, нет безопасности.
Только каждая десятая из организаций-респондентов оказалась укомплектована необходимыми кадрами для внедрения и развития названных четырех технологий. Примерно четверть из всех опрошенных сообщили о полном отсутствии необходимых профессионалов по каждой из технологий, а две трети – о различном уровне дефицита кадров. Опрошенные преподаватели и студенты имели возможность оценить, насколько их ВУЗ способен удовлетворить растущий спрос на IT-специалистов. Оказалось, что более половины опрошенных прогнозирует скорое возрастание в два раза дефицита специалистов, а 73% опрошенных представителей академического сообщества всерьез озабочена данным вопросом. Для развитых рынков проблема с нехваткой кадров стоит острее, там о ней упомянули примерно 65% респондентов. В развивающихся странах о подобном вопросе вспомнили около 50% участников опроса.
Безопасность информации беспокоит всех, кто вплотную работает с мобильными и облачными технологиями, а так же в сфере социального бизнеса. В области бизнес-аналитики безопасность данных тоже является второй по степени важности проблемой, после нехватки IT-специалистов. И это при том, что в данной сфере информация зачастую не выходит за пределы конкретной компании.
Постоянное развитие мобильных устройств и использования соответствующей среды требует неустанного контроля безопасности из-за постоянно увеличивающегося риска потери или взлома данных. Также возникают проблемы, связанные с управлением сложными мобильными устройствами, которые активно внедряются в жизнь из-за популярности концепции BYOD, предполагающей использование личных мобильных устройств в работе. Для бизнес-аналитики необходим жесткий контроль данных, их хранения и доступа, а также конфиденциальности первичной информации и результатов анализа.
При активном использовании облачных сервисов для сотрудников необходимо разработать правила использования общедоступных облачных технологий (файлообменных сервисов) и создать разделение данных внутри общедоступных или гибридных облачных сред. Для социального бизнеса основными вопросами встают защита личной информации клиента, законодательные нормы, необходимые к соблюдению. Также нужно учитывать должностные инструкции сотрудников по конфиденциальности, использованию и защите корпоративного бренда.
Лидеры рынка – как их отличить?
Если компания будет придерживаться стратегического подхода к использованию IT-технологий, то их внедрении даст больше всего эффективности. По данным исследования IBM выделило три группы из организаций-респондентов. Группы определялись в зависимости от важности для конкретного бизнеса инноваций и от скорости и степени их внедрения в уже существующие предприятия.
1) Лидеры рынка (Pacesetters) – для таких организаций инновации имеют основное значения при достижении успеха на рынке. Они самым активным образом используют новые технологии для разработки и реализации успешных бизнес-идей, а сами IT-технологии внедряют в работу гораздо раньше своих конкурентов.
2) Последователи (Followers) – эти компании признают важность IT-технологий в развитии бизнеса, но передовиками в их использовании не становятся.
3) Дилетанты (Dabblers) – такие компании меньше всего уделяют стратегического внимания внедрению и развитию инноваций в бизнесе. По степени использования IT-технологий они либо отстают от своих конкурентов, либо находтятся на одном уровне с ними.
По результатам исследования на растущих рынках лидеров оказалось больше (35%), чем на развитых (15%). Это связано с тем, что на развивающихся рынках большее количество молодых, амбициозных предпринимателей, готовых внедрять современные технологии в свой бизнес и делать на них стратегический упор в развитии компании.
Адаптивность к рынку
И для лидеров, и для дилетантов характерны одинаковые сходные реакции на внутренние факторы, связанные с внедрением новых технологий. Однако на внешние факторы оба типа компаний смотрят по-разному. Использую социальные и аналитические инструменты Лидеры хотят понять своих клиентов и увеличить степень эффективности взаимодействия с рынком через мобильные приложения и сервисы. Для Лидеров совершенно нормально с помощью бизнес-аналитики искать новые рынки, используя мобильные технологии дифференцировать свои продукты и услуги и быстрее выводить на рынок новшества с помощью бизнес-аналитики, социальных сред и облачных вычислений.
Сосредоточиться на анализе
Лидеры не стесняют активно использовать моделирование данных и вырываться вперед, по сравнению со своими конкурентами, в использовании различной сложности инструментов для анализа. Больше всего Лидеры опережают именно в области социальной аналитики, причем разрыв с Дилетантами – почти в 4 раза. Для такой стратегии действия основная проблема – нехватка квалифицированных кадров и специалистов. Но только 28% из всей группы считает эту проблему непреодолимым препятствием, тогда как среди Дилетантов такая группа составляет 41%.
Не боятся экспериментов
Лидеры больше всего работают в областях с хорошими перспективами – к примеру, большая часть компаний в этой группе сспользует для привлечения новых клиентов социальные медиа. Более того, Лидеры, опережая Дилетантов примерно в 4 раза, запустили активное использование корпоративных социальных сетей. По использованию технологии, получившей название краудсорсинга Лидеры опережают Дилетантов более чем в пять раз. Касаемо облачных вычислений, обе группы проявляют активность во внедрении корпоративных облачных сред и модели поставки SaaS. Однако, Лидеры опережают другую группу в 6-7 раз по степени применения облачных технологий, в особенности гибридных облачных сред и «облака сообществ».
К тому же, подготовка квалифицированных специалистов у лидеров началась заранее, чтобы подстраховаться. Также они не бояться экспериментов с инновациями, еще не нашедшими своего применения в бизнесе, проводя их в 9 раз чаще. А их активность в развитии необходимых навыков персонала больше, чем у Дилетантов, в два раза. При всем при этом, лидеры продолжают движение вперед, особенно что касается безопасности на своих фирмах относительно каждой из четырех наиболее актуальных инновационных технологий. Более 40% Лидеров продолжают активную работу над улучшением безопасности своих существующих мобильных приложений – в сравнении с 10% Дилетантов.
Внедрение новых технологий на развивающихся рынках. Есть свои особенности.
Особенностями внедрения инновационных технологий на растущих рынках являются:
1) недостаточная степень внедрения мобильных технологий при том, что все кадровые ресурсы для этого имеются. Респонденты на растущих рынках гораздо медленнее внедряют мобильные технологии и сервисы (35% против 55% на развитом рынке), но компании на развитых рынках отмечают больший дефицит квалифицированных специалистов (15% против 29%).
2) развивающиеся рынки держат лидерство по внедрению социальных технологий и бизнес-аналитики. Об этом сообщили 30% опрошенных на растущих рынках и только 20% – на развитых. Так же 16% опрошенных активно внедряют решения для социального бизнеса, в то время, как на развитом рынке этот показатель составляет всего 9%.
3) исходя из предыдущего пункта, в бизнес-аналитику и социальный бизнес идет большее количество инвестиций. 34% респондентов на растущих рынках наращивают свои инвестиции в направлении развития бизнес-аналитики на 10% и выше, собираясь довести их до уровня инвестиций в развитых странах. Это при том, что только 23% на развитых рынках собираются наращивать объемы вложений. Тоже самое касается и социальных технологий: 22% (против 13%) увеличивают свои инвестиции в социальный бизнес более чем на 10%.
Генеральный директор IBM в России и СНГ Кирилл Корнильев отметил, что исследование Tech Trends Report дало возможность выявить несколько ключевых проблем IT-сектора по всему миру. В частности, это острый дефицит квалифицированных IT-специалистов и проблема безопасности данных. Однако это означает, что для отечественных рынков все еще впереди. Самыми востребованными специалистами на перспективных растущих рынках станут профессионалы в области бизнес-аналитики и социального бизнеса.