Что сделать украинскому стартапу, чтобы его релиз бесплатно опубликовали мировые СМИ

Что сделать украинскому стартапу, чтобы его релиз бесплатно опубликовали мировые СМИ

×

Что сделать украинскому стартапу, чтобы его релиз бесплатно опубликовали мировые СМИ

  • Ярослав Ажнюк, CEO Petcube, рассказал AIN.UA о том, как украинскому стартапу выйти на зарубежные медиа.

Многие стартапы из Украины планируют выходить на глобальный рынок, но их бюджет на рекламу крайне ограничен. Как сообщить всему миру о том, что ваш стартап существует? Команда проекта Petcube (создатели робота для игры с домашними питомцами на расстоянии) сумела разрекламировать свой стартап в известных мировых медиа (NBCnews, Wired, Cnet, GizMag, TechHive, Popular Science, Digital Trends и еще несколько десятков подобных изданий). Что важнее всего – больше тысячи пользователей оформили предзаказ на сайте компании всего через две недели такой массовой информационной кампании. Проект получает письма от потенциальных клиентов, дистрибьюторов со всего мира, от венчурных инвесторов и бизнес-ангелов.
На всю эту медиа-компанию Petcube не потратил ни копейки. Сейчас новости об этом проекте читают по всему земному шару. В Twitterе появилось более 1000 упоминаний о Petcube за последний месяц. Ярослав Ажнюк, CEO проекта, рассказал AIN.UA о том, как украинскому стартапу выйти на зарубежные медиа.
КАК НАЙТИ РЕЛЕВАНТНУЮ БАЗУ ЗАРУБЕЖНЫХ МЕДИА?
Своей медиа-кампанией за рубежом команда стартапа занималась самостоятельно. Для начала они сформировали базу англоязычных медиа, которым могла бы быть интересна тема проекта. Издания в базе разбивались по категориям: проекты об аксессуарах и гаджетах для iPhone, технологические блоги и СМИ, издания о роботах. издания для домашних животных. Самое интересное, что из последней категории было мало заинтересованных откликов – большая часть предлагали заплатить за размещение пресс-релиза, но у молодого стартапа был крайне ограниченный бюджет.
В поисках контактов в изданиях перепробовали множество способов – постой поиск через Google, на AngelList, на Quora. Фактически, команда исследовала свою нишу рынка в других странах, и AngelList, в котором есть списки инкубаторов, проектов и инвесторов, оказался более чем удобным для этого. К тому же, там можно найти список изданий, которые уже писали о схожих проектах. Этот список сами стартапы часто размещают на собственных сайтах или на страницах в соцсетях. Следовательно, для подготовки собственной медиабазы нужна внимательно рассмотреть своих конкурентов на Западе и определить, какие СМИ им заинтересовались. Ажнюк отмечает, что стоит рассмотреть личные профили самих журналистов в Facebook, LinkedIn и прочих соцсетях, запомнить их профессиональные и личные интересы. Это может пригодиться вам для составления писем репортерам. Сама тема Petcube, говорит Ярослав, является популярной среди пользователей – все любят домашних животных.
Перед тем, как начать собственную медиа-компанию, советует предприниматель, следует прочитать книгу Pitch Perfect. Ее авторы – двое людей из The Unofficial Apple Webblog – дают советы начинающим стартапам относительно начала собственного пиара, общения с блоггерами и т.д.
УРОКИ НАПИСАНИЯ И РАССЫЛКИ ПРЕСС-РЕЛИЗА
В вашем релизе должен быть новостной повод, а не только восторги относительно вашего стартапа. В примере с Petcube новостным поводом стало то, что на сайте стал доступен предзаказ роботов и сообщение в Live Demo в Берлине на Seedcamp. В тексте релиза не должно быть «хвалебных од», в идеале он должен содержать ссылки на материалы и фотографии продукта, информацию о его качестве.
Ярослав вспоминает, что текс их релиза был далеко не идеальным, но они хотели выйти с ним быстро, чтобы новость осталась свежей. Если есть время и средства, наймите фрилансера, который сможет переписать текст и разошлет его под эмбарго. Предприниматель сообщает, что недавно получал сообщение от Maxborgesagency.com, медиа-агентства, работающего с проектами Kickstarter. Есть вероятность. что именно оно будет работать с Petcube на запуске.
Рассылать пресс-релиз массово не стоит: под каждое издание лучше писать отдельный релиз. Для этого пригодится шаблон, который можно будет видоизменять каждый раз. Для подобной персонализированной рассылки Ярославу понадобилось примерно 18 часов работы на 100 адресатов. По его словам, в первом абзаце письма он старался обращаться напрямую к выбранному автору, рассказывать то, что может заинтересовать конкретного человека. Во втором абзаце он объяснял, что такое Petcube. Причем в одно-два предложения. Эмоциональное напряжение во время ожидания ответа на свою рассылку очень велико. Но терпение – ключ к успеху. Petcube получил первые отзывы уже через сутки после начала рассылки.
Не нужно бояться контактировать даже с самыми известными СМИ. Чем больше у вас контактов – тем больше у вас шансов. Самыми первыми о Petcube написали те издания, от которых этого и не ожидали. Релиз в Wired отправлялся чисто для галочки, вспоминает Ярослав. Но уже утром они прислали дополнительные вопросы. Именно они опубликовали релиз первыми, что подстегнуло стартап разослать релиз в американские СМИ. Возможно, если бы не первый релиз, проекту удалось бы выйти на американские медиа-ресурсы гораздо позже.
ОБЩЕНИЕ С ЖУРНАЛИСТАМИ
Когда на ваш пресс-релиз ответят, вы должны быть готовы к постоянному общению с журналистами. Учитывая достаточно большую разницу во времени (8-10 часов), необходимо постоянно следить за публикациями и быть готовым к беседам с журналистами даже ночью. Но не надо утомлять СМИ вопросами о том, почему они не опубликовали релиз. Видимо, журналисты посчитали релиз нерелевантным или неинтересным для них. Лучше заинтересовать их новым событием, чем постоянно доставать вопросами.
Если проекту нужен пиар на американском или европейском рынке, важным инструментом станет Twitter, хотя в Украине он не имеет такого влияния. Ярослав отмечает, что благодаря Twitterу он может отслеживать где и когда появилась публикация о проекте, и что о нем говорят. Для постоянно мониторинга новостей в Twitter команда Petcube использует Hootsuite.com и Topsy.com.
CEO стартапа уже рассказывал о том, как подавать патентные заявки на ваш продукт в США. Ярослав отмечает, что этот путь стартап прошел самостоятельно, учась на собственных ошибках, советах менторов и таких же статьях из интернета. Использовать подобные методы надо на свой страх и риск.

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×