Давид Ян, ABBYY: "Если я участвую в венчурных проектах, то потом участвую и в жизни компании"

Давид Ян, ABBYY: "Если я участвую в венчурных проектах, то потом участвую и в жизни компании"

×
371

Давид Ян, ABBYY: "Если я участвую в венчурных проектах, то потом участвую и в жизни компании"

  • Основатель и председатель совета директоров ABBYY Давид Ян открывает в Москве седьмой клуб. Несмотря на то, что работа в компании iiko отнимает у предпринимателя большую часть времени, Давид Ян продолжает считать ресторанный бизнес своим хобби

 Почему Вы решили в дополнение к своему IT-бизнесу начать именно ресторанный бизнес?

- Ресторанный бизнес – это в большей степени мое хобби. Когда мы начинали первое кафе, хотели сделать его местом встречи с друзьями. Потом думали, что было бы неплохо, если это место еще и окупит само себя. Однако мы даже не ожидали, что оно получится настолько популярным и прибыльным бизнесом. Поэтому мы решили не останавливаться: и на сегодняшний момент открыто уже 6 клубов, запуск седьмого – вопрос нескольких месяцев.

А какой ваш бизнес приносит вам сейчас большее удовольствие?

- Сложно сказать. Больше всего времени я сейчас трачу на компанию iiko. Это компания для организации ресторанного бизнеса была запущена в 2005. Это дело – следствие интеграции обоих моих бизнесов: к моменту открытия я уже имел опыт и создания компьютерных программ, и управления рестораном в роли шеф-повара, управляющего, бармена и официанта. В связи с этим мы решили создать собственную систему управления ресторанным бизнесом. Конечно, создать продукт за 1,5-2 года (как мы планировалось ранее) не удалось. Но уже сейчас ею пользуются более 1000 ресторанов в России.

Давид, как успешному предпринимателю, приходилось ли вам когда-нибудь заниматься бизнес-ангельскими проектами?

- Я вкладывался в большое количество бизнесов, но во всех в них я принимал активное участие: как сотрудник, управляющий или постановщик задач. То есть в классическом смысле я не выступал бизнес-ангелом: не вкладывал в проекты, которыми потом не занимался. Если я участвую в венчурных проектах, то потом участвую и в жизни компании. Были стартапы, в которые на ранних стадиях инвестировала компания ABBYY. Но это деньги самой компании.

Планируете ли стать бизнес-ангелом в будущем?

- Я считаю, что это неизбежно. Практически все бизнесмены с какого-то момента начинают помогать молодым предпринимателям. Я думаю, и со мной это случиться, но не прямо сейчас.

Скажите, в какой области сейчас лучше всего открывать бизнес?

- Если бы кто-то знал ответ на этот вопрос (смеется). Если отвечать серьезно, то важно не во что вкладываться, а в кого. Успешность предприятий в большей степени связана с командой, а не с бизнес-идеей. Любая венчурная или инновационная технология от момента появления до момента выхода на точку безубыточности требует времени (от полутора до пяти лет). За это время меняется и конъюнктура рынка, и конкурентная среда, и потребительские привычки, и технологии. Очень мало проектов выходят на точку безубыточности с той же бизнес-моделью, с которой начинали.

Так что если спросите меня, во что надо вкладываться, отвечу: в правильных людей. Как их искать – есть, конечно, качественные критерии, но важнее всего интуиция.

И все же, какие технологии сейчас самые актуальные?

- То, где сейчас горячо – это мобильные геопозиционные технологии – LBS. Сейчас в области геопозиционных социальных сетей появляется очень много различных проектов. Мне совершенно очевидно, что мы находимся на пороге технологической революции. Меняется характер потребления товаров в розничных сетях: идет интеграция платежных систем, систем лояльности, социальных сетей с геопозицией. Мы можем получить рекомендацию, где и что купить от наших друзей прямо на свой мобильник.

Теперь можно делать покупки точно, осмысленно и эффективно. Это подобие революции 2000-х, когда смена парадигмы интернет-рекламы изменила характер предоставления он-лайн услуг. Теперь все это перешло в мобильное устройство. Смешение виртуального и реального – вокруг этого сейчас генерируется огромное количество начинаний.

А есть ли у вас идеи для новых бизнес-проектов?

- Что касается ABBYY - это бизнес-картридеры, фото-транслейты, электронные словари и прочие языковые сервисы. Сейчас все эти технологии мы запускаем в мобильной среде, добавляем к ним геопозицию. В случае с iiko – мы планируем кардинально сменить характер сервисов, которыми может пользоваться ресторатор, опять же с учетом геопозиционирования. Мы предоставляем возможность посетителям получать информацию о предложениях и местоположении ресторана прямо на мобильный телефон.

Скажите, а были ли в вашей жизни люди, которые оказали кардинальное влияние на ваш бизнес?

- С точки зрения бизнеса, то такими людьми стали мои партнеры по ABBYY – Сергей Андреев, Вадим Терещенко. Собственно, общение и взаимодействие с ними послужило причиной успеха нашей компании.

Может быть, были какие-то важные книги?

- Так случилось, что хорошие книжки попались мне в руки довольно поздно. Одна из поразивших меня – книга Джима Коллинза «От хорошего к великому», а также Гая Кавасаки «Стартап». Лучшее, что я читал по ресторанному бизнесу – книга Билла Марвина «Маркетинг ресторана».

Расскажите, где вы ищете новые идеи для своих проектов?

- Все идеи я беру из повседневной жизни. Например, кафе мы начали делать, когда вечеринки дома стали слишком шумными, частыми и многолюдными. Несмотря на то, что на нашей лестничной клетке жил Семен Фарада, и к нам приходили известные джазмены, долго это продолжаться в квартире не могло. Так и возникла идея – перенести это на нейтральное место. Что касается iiko – мы год до старта компании поработали с лучшими российскими и иностранными системами, но это не оправдало наших ожиданий. А как разработчики ПО с 15-летним стажем, мы прекрасно представляли себе, как должна выглядеть правильная система управления.

Повседневные потребности человека накладываются на технологии, которыми обладают конкретные люди или компании, и это перемножается с возможностями рынка. Сложное место – продать инновации, а не создать их. Когда есть возможность пройти узкое горлышко рынка – доступ к потребительским каналам, то в проект следует вкладывать деньги.

 
Источник: unova

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×