$36 млн за картину "Four Marilyns" или почему дорожают произведения искусства?

$36 млн за картину "Four Marilyns" или почему дорожают произведения искусства?

Картина с изображением Мэрилин Монро от легендарного художника Энди Уорхола была продана на аукционе в Нью-Йорке за $36 млн.

Сама картина технически была написана так, что в ней в вариантном порядке меняется цветовое исполнение, при этом само изображение остается изначальным. Создал Энди Уорхол своё произведение в 1962 году.

"Четыре Мэрилин" — одно из самых известных произведений Уорхола, выполненное в технике шелкографии в желтых, фиолетовых и бирюзовых тонах.

Всего во время вечерних торгов аукциона Christie's "Послевоенное и современное искусство" было выставлено 70 лотов, стоимость продажи которых в общей сложности составила $332 млн. Другими дорогостоящимипокупками аукциона стали: монументальная скульптура "Паук" Луиза Буржуа, цена ее покупки составила $28,2 млн. и картинf "Бригадира" (портрет Эндрю Паркер-Боулза) художника Люсьена Фрейда - $34,8 млн.

О том, какие тенденции на арт-рынке сегодня и какие работы востребованы и почему, можно узнать ознакомившись с аналитическим обзором искусствоведа и соучредитель Аукционного Дома «Золотое Сечение» Михаила Василенко.

Внимание экспертов сейчас обращено преимущественно на рынок современного искусства. Но при этом на украинском арт-рынке доля классического искусства составляет около 90% в денежном выражении и примерно 80% – в количественном. Это даже при том, что рынок традиционного искусства сейчас пребывает в полудремлющем состоянии: из-за кризиса спрос упал примерно в два раза. Тем не менее, на рынке классического искусства происходят интересные процессы.

Во-первыхперераспределение потребительского спроса. Если в 2012 году (2013 год не является показательным) основные продажи предметов классического искусства велись в ценовом сегменте от $1000 до $5000 (доля сегмента – около 70% рынка классики), то в 2014-м и первой трети 2015 года сделок там практически не было. В последнее время большинство продаж проходило в сегменте от $5000 до $50 000 (20-25% рынка классики). Правда, сейчас ситуация постепенно выравнивается – сегмент от $1000 до $5000 вновь медленно набирает популярность благодаря появлению новых собирателей. В сегменте от $50 000 мало что изменилось с 2012 года – там как время от времени покупали работы, так и продолжают покупать. Произведений искусства в этом ценовом сегменте на украинском рынке не очень много. По сравнению с 2012-м в текущем году предложение качественной классики на рынке выросло примерно в 10-15 раз.

Тенденцию перераспределения спроса среди коллекционеров можно легко объяснить. Те, кто приобретал работы за $1000-5000, сейчас притормозили покупки предметов искусства, им не до этого. В то же время коллекционеры сегмента $5000-50 000 на фоне кризиса активно пользуются падением цен на 20-30%, а то и снижением стоимости работ в несколько раз. Это, собственно, вторая тенденция рынка классики.

Третья – очень интересная тенденция 2014-2015 годов – появление на рынке большого количества первоклассных работ классического искусства, которые год-два назад днем с огнем невозможно было отыскать. По сравнению с 2012-м в текущем году предложение качественной классики на рынке выросло примерно в 10-15 раз. Некоторые коллекционеры и дилеры, в связи с непростой ситуацией в стране, «выбросили» на рынок множество отличных работ в сегменте $5000-50 000. Одни спасают свой бизнес, другие – покидают страну. А, как известно, украинское законодательство ограничивает вывоз за пределы Украины работ старше 50 лет. Так что забрать с собой коллекцию легально не представляется возможным. Вот и происходят распродажи.

Рост качественного предложения закономерно вызвал ажиотаж среди заинтересованных коллекционеров, инвесторов, самих топ-дилеров, ведь все они понимают: стоимость этих работ уже через два года вырастет минимум на 50-150%. А предложения действительно сегодня уникальные. Можно, например, встретить большие работы Николая Глущенко – их разбирают, как только они появляются. К слову, такие художники, как Глущенко, Шишко, Зарецкий, Эрдели, в цене не сильно упали. Более того, стоимость некоторых их работ даже немного выросла. Тем, кто желал или желает купить этих художников, кризис сыграл на руку – но покупатели зачастую выигрывают не в цене, а в том, что в принципе появилась возможность приобрести шедевры классиков такого уровня.

Сейчас у власти находятся люди, которые много лет являлись публичными коллекционерами. Это сродни 2004 году, когда к власти пришел Виктор Ющенко, и все знали, что он – коллекционер украинских икон и предметов народного быта.

Четвертая тенденция, которая затрагивает как антикварный рынок, так и все направления искусства в целом – смена политической элиты. Сейчас у власти находятся люди, которые много лет являлись публичными коллекционерами. Президент Петр Порошенко, например, и его окружение. Это сродни 2004 году, когда к власти пришел Виктор Ющенко, и все знали, что он – коллекционер украинских икон и предметов народного быта. В то время был небывалый расцвет коллекционирования.

Впрочем, есть разница между 2004-м и 2015-м годами: учитывая политическую и экономическую ситуацию в стране, публичное коллекционирование среди нынешних чиновников и бизнесменов, увы, не считается хорошим тоном. Его скорее посчитают «показухой», которая в сегодняшних условиях играет не на руку известному собирателю. Такое восприятие не лучшим образом отражается на активности рынка искусства и ценах на работы. В то же время те, кто покупает, но не разглашает покупки, именно сейчас создают лучшие коллекции классики. Во-первых, выбор работ необычайно широк. Во-вторых, можно отыскать шедевры по приемлемой цене.

Читайте также