Евгений Барулин, "Ингрия": Не рассматривайте инвестора как спасителя

Евгений Барулин, "Ингрия": Не рассматривайте инвестора как спасителя

Евгений Барулин, консультант по привлечению инвестиций бизнес-инкубатора «Ингрия», рассказывает UNOVA об особенностях венчурных инвестиций в России и о рисках, с которыми сталкиваются инвесторы

 Каковы особенности инвестирования стартапов в России?

С точки зрения технологий и команд никаких особенностей нет. Основные различия состоят в том, что мы только начинаем вырабатывать методологию и принципы инвестирования. На Западе, особенно в Кремниевой долине, процесс инвестирования достаточно формализован – начиная с законодательства, документов и заканчивая определенными точками выхода инвестора из проекта. К сожалению, сейчас в законодательстве отсутствуют некоторые зафиксированные права инвестора, снижающие риски вложений.

С какими рисками чаще всего сталкиваются инвесторы?
Основные риски венчурного вложения денег – это вернутся они или нет. Существует слишком много подводных камней, чтобы формула возврата работала на вложенный капитал. Будет ли востребован данный продукт, как работать на рынке социальных сетей и т.д. Если брать риски страны, то в целом в России, по моему мнению, есть инфраструктурные риски – такие, как интернет-платежи, функционирование служб доставки и пр. Скажем так, еще существуют социальные риски – где взять адекватных людей в команду, кто может профессионально управлять проектом. К сожалению, execution в России оставляет желать лучшего.

Достаточно ли у инвесторов экспертизы?

Для принятия решения об инвестициях – да, вполне. Если мы не говорим о больших венчурных проектах, куда для экспертизы привлекаются аудиторы большой тройки, то на уровне стартапов оценивается перспективность идеи и адекватность команды в первую очередь. Может быть опыта меньше, чем у западных коллег, но в нашем секторе, опыт – это не самое главное. Все мы знаем об инвесторах, не поверивших в Google, Facebook.

Всегда ли стартапу необходимо «гнаться» за дешевыми инвестициями? Как правильно оценить инвестора?

Если вы можете привлечь инвестора на большую сумму и на меньшую долю – то вы делаете грамотное и экономически оправданное решение. Но, надо смотреть, что идет вместе с деньгами, какой «смарт» может вам дать инвестор. Я советую всем проектам составить список потенциальных инвесторов, которые могли бы дать не только деньги, но и, например, синергию с другими проектами, определенное лоббирование интересов проекта. Не рассматривайте инвестора, как спасителя – в конечном итоге, вы предлагаете ему заработать на вашем проекте, вы будете делать основную работу. От того как вы с ним общаетесь, обсуждаете перспективы проекта, разделяете видение будет зависеть очень многое. Это не менее сложная задача, чем найм CEO себе в проект.

Какие сложности существуют сейчас с запуском проекта?

Все зависит от проекта, но, если вы хотите его запустить, то вы можете сделать это сегодня. Не завтра, а именно сейчас. Если пришла идея, просто попробуйте для начала. Уникальность IT/Internet отрасли состоит в том, что порог входа может быть очень низким. Естественно, сложности будут, но они все решаемы. Сейчас существует очень много организаций, готовых помочь вам в запуске и раскрутке проекта. Например, в «Ингрии» мы очень плотно работаем с проектами с точки зрения консалтинга по маркетингу, бизнес-моделированию, набору персонала, привлечению инвестиций. Вы можете и сами все это сделать – информации более чем достаточно, но если вы чего-то не знаете, наверное, самый легкий путь – это посоветоваться с теми, кто знает или знает тех, кто знает. Выбирайте более быстрый путь.

На какой стадии лучше всего обращаться за инвестициями?

На той, когда очень нужны деньги. Чем дольше вы сможете протянуть без привлечения инвестиций, если это существенно не отражается на динамике развития проекта, тем лучше для вас и вашего проекта.

Как правильно упаковывать и дороже продать свой проект?

Нужно провести диагностику, помыть, заменить сломавшиеся детали, оформить на себя, сфотографировать, скручивать пробег не стоит. Думайте со стороны покупателя.

Как меняются тенденции развития стартапов?

Магические слова: «Облако, семантика, mobile, e-commerce, потребительский рынок, геотаргетинг и успешный клон!

 

Читайте также