Популярность Facebook, Twitter и Vkontakte породила массу идей для новых социальных сетей. По интересам — например, для фанатов Леди Гаги, по профессии — например, для врачей. Идей для сегментации, конечно, еще много.
43-летний предприниматель Абдул-Вахед Ниязов стремительно набирает на своем iPad комбинацию слов global muslim social network — на английском, русском, турецком, арабском: «Смотрите, все поисковики выдают ссылку на Salamworld.com. Сегодня мы вне конкуренции». Новая соцсеть еще в стадии разработки, но планы у Ниязова амбициозные. Бюджет соцсети – $50 млн. Цель – не меньше 100 млн пользователей за три года.
Запуск бета-версии Salamworld запланирован на август и совпадает в этом году с мусульманским месяцем поста Рамаданом. Традиционно во время поста потребительская активность в мусульманском мире возрастает — как в период европейских рождественских распродаж. «Мы планируем использовать это время как трамплин для нашего проекта», — увлеченно объясняет Ниязов. Раньше бизнесмен, депутат Госдумы и председатель Общественного крыла Совета муфтиев России был далек от Интернета, но год назад молодые коллеги подсказали обратить внимание на перспективный онлайн-рынок.
Ниязов рассказал Forbes о своих планах.
— Как появилась идея создать исламскую соцсеть?
— Проанализировав существующие соцсети, я понял, что ниша свободна - глобальной коммуникационной платформы, созданной мусульманами, не было. Мою идею поддержали друзья-бизнесмены, общественные и религиозные деятели. Рынок очень перспективный. Сегодня в мире более 1,5 млрд мусульман, из них около 400 млн активно пользуются интернетом. Аналитики предвещают бум со стороны исламского мира: через 10 лет количество интернет-пользователей превысит 700 млн человек.
— Стоят ли за вашим проектом какие-то политические силы?
— Нет. Salamworld вне политики, и мы гордимся тем, что за нами нет никаких политических силы или корпораций. Мы позиционируем себя как глобальная социальная платформа, построенная на исламских ценностях. События на Ближнем Востоке, арабская весна показали, насколько онлайн-активность может влиять на события в реальном мире. Сегодня благодаря интернету у мусульман появляется возможность для самовыражения без оглядки на спецслужбы и коррумпированное чиновничество.
Сайт планируется запустить на восьми языках: русском, английском, французском, арабском, малайском, индонезийском, а также урду и фарси. Согласно стратегии, первая очередь языков — английский, арабский, турецкий и индонезийский. Платформа Salamworld может включать в себя новостные разделы, e-книги, модули онлайн-образования, исламскую онлайн-энциклопедию, игры и др. В разработке принимают участие специалисты из четырнадцати стран. Основная техническая команда – 70 программистов — сосредоточена в Алма-Ате и центральном офисе в Стамбуле. Кроме головного офиса, открыты офисы в Москве и Каире. В общей сложности в проекте задействовано 160 специалистов.
— Как вы планируете продвигать соцсеть?
— Мусульманский мир - лоскутное одеяло, мозаика. У нас нет единого ментального языкового пространства, как у Facebook, VKontakte, китайского Qzone. В каждом пазле, в каждой части мозаики мы должны быть обозначены. Ошибка наших предшественников в том, что вопросу продвижения они не уделяли должного внимания. Поэтому мы решили, что о нас должны знать еще до запуска продукта. С учетом ментальности мусульман онлайн-работа должна обязательно дополняться офлайн-работой. Делегации Salamworld ежедневно проводят рабочие встречи в странах Магриба, Юго-Восточной Азии, Европы, СНГ. В феврале был организован глобальный саммит Salamworld в Стамбуле. Я сам уже год живу в самолетах.
— Ваш проект коммерческий?
— Безусловно. Хотя он социально-значимый, в первую очередь это бизнес-проект. Основная монетизация планируется за счет рекламы. Как и к контенту, к рекламе будут предъявлены требования халяль (дозволенности с точки зрения ислама). Для нас важен безопасный контент — без насилия, порно и экстремистских идей.
— В случае успешного запуска каковы будут ваши дальнейшие планы?
— По истечении трех лет мы хотим выйти на IPO — но при условии, что направление проекта будет и дальше определять Executive board – сейчас в нем 27 человек, но со времени планируется его расширить до 45 авторитетных личностей из США, Канады, Латинской Америки, Европы, Африки, стран Магриба, Юго-Восточной Азии и СНГ. В будущем на базе платформы Salamworld планируется внедрение IT-инкубатора, системы электронной коммерции и торговли в соответствии с нормами ислама. Недавно, например, договорились с малазийским Halal World Forum о новом совместном ресурсе. Еще 15 лет назад не было даже такого понятия, как халяль-индустрия, а сегодня, по оценкам Financial Times, это $2,3 трлн в год. Колоссальные обороты.
По материалам: Forbes