В каждой компании есть несколько категорий сотрудников по их профессиональным качествам: плохие, средние, хорошие и великолепные. Руководители, в основном, предпочитают от плохих и средних избавляться, а хороших оставить в качестве запасных для великолепных, когда последние захотят начать собственное дело (в конечном итоге они так и поступают). Тогда место «первой скрипки» займет просто хороший сотрудник, который те же самые обязанности выполняет, хоть и не на «пять с плюсом».
Управляющий директор Blumberg Capital Джон Соберг считает, что «запасных» сотрудников нанимать в принципе не надо, особенно на начальных стадиях развития – они просто погубят стартап. Запасные никогда не смогут стать ведущими, и в своей статье Соберг объясняет, почему.
Для начала разберемся с терминологией. По моему мнению, всех сотрудников любой компании можно поделить на такие типы:
• А-игрок — инициативный и самодостаточный, что положительно влияет на развитие и становление стартапа.
• В-игрок — не настолько силен, чтобы быть самодостаточным, но хорошо справляется с некоторыми задачами вещами.
• С-игрок — «средний» сотрудник, особых успехов в любой области не добился.
• D-игрок — очень слабый исполнитель, надолго оставлять такого в компании нельзя.
• F-игрок — вы должны были уволить его еще вчера.
Игроки категории В и С всегда гораздо хуже сотрудников D и F. Более того, самый плохой для вас вариант – это именно В-игрок. Вы видите, что сотрудник справляется неплохо и доверяете ему исполнение важных (а иногда и ключевых) заданий, которые повлияют на развитие компании в целом. Но если этот сотрудник просто «неплох», то он в конечном итоге упустит большинство ваших возможностей
Именно поэтому В-игроки в штате стартапа просто уничтожат его. Они будут работать хорошо, но не идеально, успевать, но не всегда, и создавать много суеты из ничего.
Я уже несколько раз создавал команды с нуля и первым моим приобретением всегда был ведущий игрок, «звезда» команды. Это были инженеры или разработчики, с которыми хотелось работать вместе, которые заряжали своим энтузиазмом весь проект. Как-то раз мне задали вопрос, сколькими средники инженерами я бы мог заменить одного «звездного». И я ответил, что это невозможно. Даже если я найму десяток В-игроков за те же деньги, пострадает качество моего продукта с срок вывода его на рынок увеличится. В данном случае качество количеством не заменяется.
Я хорошо помню золотые слова моего дяди: «Тот, кто мешкает, всегда проигрывает». Вы можете пройтись по просторам историй разных стартапов и увидеть, что самые лучшие руководители увольняют В-игроков сразу же. Хотя еще больше менеджеров винят себя в неудачах своих сотрудников, жалея, что не дали им чуть больше времени, не сформулировали четко задачу и т.п.
Но стоит четко определить для себя: «запасной» никогда не станет «ведущим»
ПОЧЕМУ НЕТ?
Я с уверенностью говорю об этом, потому что избежать данного правила практически невозможно. В-игрок не обладает необходимыми навыками, задором, опытом в достаточном объеме.
Конечно, когда-нибудь средний игрок может стать лидером. Однако вы же не доверите оперировать себя среднему нейрохирургу (С-игрок)? Вы выберете самого лучшего.
Если вам нужен кто-то с очень специфическими навыками, отношением к делу и опытом, то вы вряд ли сумеете отыскать это в человеке, который всего этого не имеет.
ЛУЧШИЕ МЕНЕДЖЕРЫ МОГУТ СДЕЛАТЬ РАБОТУ ВСЕГО ОТДЕЛА ЭФФЕКТИВНЕЕ
Перед тем, как вы начнете говорить, что я слишком категоричен, позвольте мне немного углубиться в детали. Я знаю, что сейчас идет речь о живых людях, потому ничего не утверждаю категорично, и любые правила имеют свои исключения.
Но сам мир эти правила устанавливает. Золотую медаль не получат все выпускники за одни старания, так и далеко не все сотрудники смогут добиться статуса выше среднего.
На умение человека справляться со своими задачами каждый день в всю его жизни, влияет множество факторов. Окружающая среда и воспитание играют значительную роль. Иногда сама человеческая природа сама конфликтует с воспитанием человека, но менеджер компании не может ориентироваться на всех сразу, даже самые лучшие из них прикладывают неимоверные усилия, чтобы оптимизировать работу команды целиком и каждого сотрудника в частности. Гениальный менеджер любого работника заставит работать лучше. Но А-игрок все равно на две головы будет опережать В-игрока, работающего на этого же менеджера.
А-ИГРОКИ VS В-ИГРОКОВ
Разница между двумя категориями сотрудников не в образовании, опыте либо наличие навыков. Просто «звезды» сочетают в себе целый коктейль успеха: живой ум, энтузиазм, драйв, гордость своим делом. И все это в огромных количествах. А-игроки не ставят себя в рамки мастера или ученика. Они просто сочетают в себе талант и драйв, что дает убийственно-успешный коктейль.
А-игроки – это провидцы и лидеры, они берут вершины, на которые все остальные даже бояться смотреть. Такие сотрудники могут проявиться в любой сфере, они могут быть гениальным разработчиком в гигантской корпорации или не менее гениальным официантом, угадывающим желания клиента. А-игроки всегда выделяются, выходя за рамки всех условий.
При слове «звезда» в компании, люди сразу вспоминают Стива Джобса, Джерри Райса и Майкла Джордана. Безусловно, это ведущие игроки, но их успех не полностью зависел от их личных качеств. Став всемирно известными благодаря своей энергии, вниманию к мелочам, каждый из А-игроков хотел, чтобы его продукт и его команда были идеальны. Чаще всего, А-игроки высокомерны и эгоистичны, но есть сред них скромные и почти незаметные люди. Но не эти качества делают их «звездами»
Кто-то может сказать, что правильное руководство и постоянное совершенствование сделают из среднего игрока ведущего. В редких случаях, при совпадении множества условий, это возможно. Но очень редко. Тяжело изменить характер человека. Еще сложнее придать ему инициативность и драйв. Я не утверждаю, что эти качества и навыки нельзя улучшить, но великих скачков мы не наблюдаем.
ВЫВОДЫ
Каждый встречный не способен стать А-игроком – это наша суровая реальность. В бизнес-кругах в США мы ориентируемся на кого-то в стиле Джека Уэлша, который предлагает ежегодно сокращать 10% «нижних» сотрудников. Когда худшее уже отсеяны, это сделать сложно, но к концу тяжелого дня некоторые сотрудники все равно выдают результат лучший, чем другие. В мире жесткой конкуренции А-игроков очень мало, а тех, кто выходит на этот уровень из средних слоев, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Как «просто хорошие» сотрудники могут похоронить ваш стартап
Управляющий директор Blumberg Capital Джон Соберг считает, что «запасных» сотрудников нанимать в принципе не надо, особенно на начальных стадиях развития – они просто погубят стартап. Запасные ...
21.03.13
Читайте также
Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!