Как поделить влияние между инвестором и предпринимателем?

Как поделить влияние между инвестором и предпринимателем?

24 января 2013 в Доме образования и Культуры «Мастер Класс» прошла панельная дискуссия. Темой дискуссия была: «Инвестор и предприниматель: разные взгляды на один вопрос». Организаторами ...

В качестве инвестора выступал инвестиционный директор Intel Capital Игорь Табер, а точку зрения
предпринимателя представлял IT-предприниматель и CEO Zakaz.ua Егор Анчишкин. Вот несколько тезисов, которые подлежали обсуждению на дискуссии.

В каком случае возникают разногласия между инвестором и предпринимателем?
Игорь Табер: следует помнить о собственных инвесторах венчурных фондов: пенсионные и страховые фонды, частные инвесторы и т.д. Вложенные средства в венчурный фонд должны не только вернуть, но и обеспечить доход, от которого он получит процент.
Большая часть инвестиций венчурных фондов оказываются неудачными: из 10 проектов 5-6 провалятся, 1-2 покажут среднюю доходность и только 1-2 – окажутся очень успешными. Именно последние и создают весь возвращаемый инвесторам доход и покрывают убытки от неудачных сделок. Потому желание инвестора – как можно больше риска со стороны компании, чтобы сделать ее успешной. Потому что даже компании со средней успешностью не всегда приносят удовлетворяющий инвестора доход.
Но сам предприниматель особо рисковать не спешит, и именно здесь могут появиться разногласия. К примеру, венчурный фонд инвестировал в проект $3 млн., выкупив 30% компании. На проект появился покупатель, вложивший $30 млн., из которых $10 млн.получит инвестор, а $20 млн. – предприниматель. Для основателя проекта сделка стала успешной, но не для венчурного фонда. Инвестор получит только троекратный доход, которого не хватит покрыть все убытки от провальных сделок.
Вторым негативным моментом становится взаимодоверие. Инвестор хочет знать все, что знает предприниматель. Но последний о своем бизнесе всегда знает больше и если начнет недоговаривать – профессиональный инвестор это почувствует. Лучше говорить правду, чем потом получать массу проблем из-за напускного оптимизма.

Почему несколько инвесторов лучше, чем один?
Игорь Табер: Инвестор представляется людям этаким хозяином мира. Но это далеко не так. Самые успешные инвесторы выглядят как сервисный бизнес. Венчурные фонды оказывают стартапам услуги. А между инвесторами идет жуткая конкуренция за самые успешные проекты, выражающаяся в оценке проекта, условиях соглашения и в скорости и эффективности закрытия этой сделки со стороны инвестора. Хотя затягивать процесс ни один инвестор не хочет.
Егор Анчишкин: для стартапа Fund Raising становится практически бесконечным процессом, который завершается, когда вы закроете или продадите компанию. Самая паршивая ситуация – когда у вас жесткий лимит средств и времени, а инвестор только один. И искать новых времени просто нет. В такой ситуации Fund Raising будет длиться ровно до того момента, пока у вас кончатся деньги и плюс еще две недели, когда сотрудники начнут брать себе зарплату имуществом проекта.

Как распределить полномочия между предпринимателем и инвестором?
Игорь Табер: Если проект будет успешным – то совершенно не важно, у кого 99% компании, а у кого – 1%. Так или иначе управленческий процесс осуществляет предприниматель, а инвестор поддержит все успешные решения.
Инвестор не хочет ничего решать. Он хочет наблюдать за ростом компании, сидя в совете директоров.
Профессиональный инвестор прекрасно понимает, что компания переживает как хорошие, так и плохие времена. Если он видит, что предприниматель старается из вех сил и пашет 24/7, то он не вмешивается, а старается помочь. Но если предприниматель скрывает проблемы, а потом просто машет на все рукой и уезжает в отпуск, то инвестор берет ситуацию в свои руки.
Самое плохое, что может постигнуть компанию – конфликт между ее основателями. Если они не хотят больше работать вместе – то проект может погибнуть. Инвестор должен вмешаться и сделать хоть что-то, вплоть до замены менеджмента, но проект спасти.

Каких инвесторов стоит избегать?
Егор Анчишкин: Украинские предприниматели подвержены стереотипам: если инвестор – то в костюме и с дипломатом. Но вы даже представить себе не можете, насколько экстравагантно может выглядеть инвестор в Калифорнии, отпугивая таким образом журналистов или стартаперов. Предприниматель должен общаться со всеми, полагаясь только на свое личное мнение. После первой личной встречи все встанет на свои места.
Точно сказать можно только одно: не берите денег у бывшего чиновника. Отсеять таких достаточно просто: задайте вопрос, как он собирается вас финансировать – от частного лица или с оффшора? Если это частный счет в банке Швейцарии – берите. А если оффшор – ищите дальше.
Игорь Табер: каждый инвестор обладает собственной репутацией. И она не появляется на пустом месте. Поступайте так же, как ваш инвестор: соберите о нем максимум информации, поговорите со всеми, до кого дотянетесь, чтобы понять, как этот человек поведет себя в разных ситуациях. Большинство украинских предпринимателей этого не делают, хотя это очень важно.
Пока рано загадывать, но рынок сам покажет, кто хороший инвестор, а кто нет.
Пока что инвесторы Украины не подходят ни под одну из категорий – очень уж маленький у них послужной список. Но все еще впереди.

Украина или Калифорния — где начинать?
Игорь Табер: Калифорния – как свеча для мотылька. Слишком много событий, развлечений и огней – отвлекает от работы. Если вы создаете глобальный основательный проект, то вас все равно придется перебраться в Калифорнию. Но не спешите туда раньше времени, все равно это не Изумрудный город.
Егор Анчишкин: Если у вас есть в запасе $10 тыс. – езжайте. Это опыт и знакомства. В Калифорнии вам могут прийти самые неожиданные идеи, которые в разы ускорят ваше развитие.

В чем главный риск для инвестора?
Игорь Табер: Первоочередной риск – это выход из проекта. В Украине и России очень мало выходов на иностранных инвесторов, покупки со стороны иностранцев можно пересчитать по пальцам, а количество покупок внутренними компаниями и того меньше.

Читайте также