Китай меняет приоритеты. На первый план в развитии экономики Поднебесной выходят высокотехнологичные и наукоемкие производства. По данным информагентства «Синьхуа», в стране завершена программа развития производства оборудования, которая будет опубликована к концу года. Согласно документу, аэрокосмическая промышленность, производство оборудования для рельсового транспорта, для океанографических инженерных проектов, выпуск автоматического дистанционно управляемого оборудования стали приоритетными направлениями развития данной отрасли.
Казалось бы, ничего особенного: очередная программа, которых хватает и в Украине, но сам перечень отраслей, ставших приоритетными в этой стране, заставляет задуматься о дальнейших перспективах украинских машиностроителей. Не исключено, что уже через несколько лет для украинцев станет привычным не только ездить в китайских автомобилях или пользоваться китайскими котлами, но и осуществлять полеты на самолетах из Поднебесной или передвигаться на китайских электричках.
Восточные хитрости
Пока ситуация не вызывает опасений. В 2010 году объем продукции украинской машиностроительной отрасли вырос на 35% (по сравнению с 2009-м) и достиг в денежном выражении $12,8 млрд., что составляет 11,4% от общего объема промышленного производства в стране. В 2011 году отрасль также продолжает расти опережающими темпами: за 9 месяцев 2011-го уже было произведено продукции машиностроения на 20,4% больше, чем в прошлом году (для сравнения: общий объем промышленного производства за этот же период вырос на 8,6%). «Основным драйвером роста, как и в 2010 году, остается транспортное машиностроение — объемы производства за 9 месяцев. 2011 года увеличились на 29,7% на фоне восстановления индустриального и потребительского спроса на вагоны и автомобили», — отметила Таисия Шепетко, старший аналитик ИК Dragon Capital. В принципе, картина радужная, если не принимать в расчет структурные изменения, произошедшие в экономике Украины за годы независимости. Ведь страна из категории индустриально развитых продолжает скатываться на позиции сырьевого придатка ведущих экономик мира. В том числе и Китая. Об этом свидетельствуют данные Госкомстата Украины. Так, на 1 сентября 2011 года импорт из КНР в нашу страну практически достиг $4 млрд., из которых около 85% — продукция машиностроения.
Председатель совета директоров индустриальной группы УПЭК Анатолий Гиршфельд считает, что в Украине машиностроение утратило позицию ведущей отрасли, которую занимало еще 20 лет назад, уступив место металлургической, химической отраслям, экспортирующим сырьевую и полусырьевую промышленную продукцию низкого передела. И если раньше в машиностроении доминировало производство продукции с высокой добавленной стоимостью, то сегодня в основном — это также продукция с низкой добавленной стоимостью. «Инновации внедряются очень медленно и не появляются новые продукты, которые Украина могла бы экспортировать», — сетует Гиршфельд.
Зато в этом направлении преуспели «товарищи» из Поднебесной. Пока в Украине обсуждают, как уберечься от нового кризиса, Китай последовательно развивает свое присутствие на внешних рынках, используя при этом различные подходы и методы. Если в промышленно развитых странах китайцы предпочитают покупать готовые компании вместе с их разработками и уже устоявшимися рынками сбыта (недавний пример — покупка шведской компании Volvo), то в других странах, к которым относится и Украина, подход точечный, в основном интерес проявляется к рынкам сбыта. Не скрывают китайцы и своего интереса к отдельным предприятиям, которые в силу своей уникальности еще сохраняют конкурентоспособность на внешних рынках. К примеру, ГП «Антонов», интерес к которому подогревается желанием Китая войти в число ведущих производителей продукции авиапрома. «Плодотворное сотрудничество с ГП «Антонов» в области авиастроения уже принесло позитивные результаты, и мы заинтересованы в дальнейшем его развитии», — заявил во время визита на предприятие член Политбюро ЦК КПК Ван Чжаого. Китай не скрывает своих амбициозных планов относительно господства на авиационном рынке. Прежде всего, в странах Восточной Европы, Центральной Азии, Африки и России — то есть там, где успешно реализуется авиапродукция украинского производства. Чтобы этого достичь, в Поднебесной не опасаются даже обвинений в воровстве авторских прав. Достаточно вспомнить историю с Су-27, который китайские инженеры превратили в истребитель J-11B. Этот самолет КНР сейчас активно продвигает на внешние рынки, составляя конкуренцию россиянам.
Украинские чиновники не всегда учитывают это, как и не берут в расчет тот факт, что экономическая политика Китая направлена прежде всего на развитие собственного производства. Благодаря покупке якобы на переоборудование в гражданских целях тяжелого авианесущего крейсера «Варяг» за $23 млн. Китаю удалось сэкономить до $1,5 млрд. А сам «Варяг» под именем Shi Lang уже готовится встать в строй китайского военного флота. Работники Черноморского судостроительного завода до сих пор вспоминают, как с предприятия вывозилась техническая документация, причем не только для постройки авианосцев. О том, что эти труды не пропали даром, говорит и тот факт, что за 9 месяцев 2011 года судостроители КНР получили четверть мировых заказов на постройку новых судов, и только за первые пять месяцев года суммарный тоннаж построенных кораблей составил 25,07 млн. тонн.
Отсутствие необходимых средств и проблемы машиностроителей с привлечением кредитов не ускользнули от внимания китайских бизнесменов. Судя по всему, они научились использовать ситуацию для расширения своих рынков сбыта. Так, «Узбекские железные дороги» планируют до 2013 года приобрести у китайской CSR Zhuzhou Electric locomotive Co ltd 10 электровозов стоимостью около $35 млн., причем согласно контракту, 95% закупок финансировались за счет кредита Эксимбанка Китая, предоставленного сроком на 20 лет. Ранее китайские машиностроители поставили в Узбекистан 15 пассажирских электровозов общей стоимостью $74,25 млн. Недавно о подобном предложении сообщила и «Укрзализныця», которая немногим ранее прервала переговоры с российским «Трансмашхолднигом» о поставке электровозов производства «Лугансктепловоза». Китайские производители заинтересованы в выходе на украинский рынок и в долгосрочном взаимовыгодном сотрудничестве и готовы реализовывать проект с привлечением кредитных ресурсов банков Китая, говорится в пресс-релизе «Укрзализныци». Подобные методы проникновения на рынок используются и в других секторах экономики. К примеру, чтобы получить в КНР кредит на модернизацию угольных шахт Украины, нужно закупить оборудование китайского производства, сетуют участники рынка.
Кто виноват и что делать
Решать проблему конкурентоспособности машиностроительной продукции украинским производителям приходится самостоятельно, так как государство, в отличие от промышленно развитых стран, им практически не помогает. По мнению финансового аналитика ИК Astrum Investment Management Игоря Билыка, Украине необходимы прежде всего программы, стимулирующие модернизацию отечественного производства, в частности, освобождение от налогообложения оборудования для модернизации. Такого же мнения придерживается и собственник УПЭК. По словам Анатолия Гиршфельда, за 20 лет так и не начаты реальные реформы, стимулирующие развитие высокотехнологичных экспортоориентированных отраслей машиностроения. «Инновации» и «инновационный подход» к развитию экономики стали модными словами в обороте чиновников, вместо того чтобы стать практикой эффективных решений, которую государство реализовывало бы в партнерстве с бизнесом. Вот и получается, что на помощь от государства могут рассчитывать только отдельные предприятия. К примеру, компания «Мотор Сич» благодаря освобождению от налога на прибыль и других налогов увеличила инвестиции в развитие новых направлений и технологий.
Еще одна составляющая часть государственной поддержки – это лоббирование национальных производителей на международных рынках. Многие украинские предприятия проигрывают в конкуренции даже на рынках сырья и полуфабрикатов компаниям, имеющим доступ к более дешевым кредитам, с большей, чем у нас, господдержкой и степенью протекционизма. В Украине же до сих пор не создано государственное экспортное агентство. У наших соседей в Польше и Чехии они есть. Кроме того, эффективным инструментом являются отраслевые лизинговые компании, такие, например, как созданный в России «Газпром-лизинг», позволяющий различным российским компаниям получать новейшее оборудование на выгодных условиях.
Впрочем, в отличие от предыдущих лет многие украинские машиностроители научились самостоятельно справляться с трудностями, не уповая на помощь государства. Повысить конкурентоспособность украинской продукции можно за счет нескольких составляющих, считает Евгений Ромащин, генеральный директор НПК «Горные машины». Первое — развитие и внедрение инноваций в продуктовую линейку, улучшение продукта. Второе — оптимизация затрат: улучшение системы управления производством, концентрация производства, сбалансированное использование аутсорсинга и инсорсинга. Третье — максимальная клиентоориентированность: развитие сервиса, удобная система продаж, открытие зарубежных представительств. От государства машиностроители ожидают только создания условий развития импортозамещающего производства, защиты внутреннего рынка от поставок некачественной машиностроительной продукции и демпинга со стороны импортеров. В противном случае, предупреждают они, вместо создания рабочих мест машиностроители будут вынуждены сохранять существующие.
Между тем, по мнению директора «Укрзовнишэкспертизы» Владимира Власюка, значительное повышение ввозных пошлин на машиностроительную продукцию вынудит импортеров создавать производства на территории Украины, а значит, привносить в страну и новые технологии. Причем если это не сделать в кратчайшие сроки, то украинские машиностроители рискуют потерять внутренний рынок сбыта окончательно, не получив ничего взамен.
К тому же угроза повторения нового финансового кризиса подталкивает к тому, чтобы по-новому взглянуть на потенциал отечественного машиностроения. Украине необходимо более активно развивать импортозамещение и экспорт в таких отраслях, как машиностроение, пищевая и химическая промышленность и т.д. Эти отрасли имеют значительный потенциал, а надвигающийся экономический шторм может стать для них шансом повысить эффективность бизнеса и увеличить свою рыночною долю и присутствие на зарубежных рынках.