Китайская политика, направленная на достижение высоких темпов роста ВВП, разожгла безосновательные ожидания у населения. Двадцать лет высоких темпов экономического развития Китая фактически лишили целое поколение ориентиров для перехода от одного состояния к другому: им казалось, что улучшения будут постоянными.
Идея поддержания высоких темпов роста ВВП появилась в 1998 году. Тогдашний премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи предложил в качестве основной модели экономической политики три принципа: рост не менее 8%, инфляция не более 3% и стабильность юаня. Экономические стимулы использовали повсеместно для развития инфраструктуры, но тогда это было оправданно. Однако политика нынешнего премьера Вэнь Цзябао привела к слепой одержимости высокими темпами экономического развития. Руководство Китая за последние десять лет осуждало все, что основывалось не на росте ВВП.
Раздувание темпов роста привело к дисбалансу в инфраструктуре. На избыточную инфраструктуру уходили огромные ресурсы, что приводило к неизбежному и ускоренному повышению цен во всех секторах. В результате страна получила несбалансированный рост. Вэнь Цзябао снял все ограничения на разработку месторождений, и добыча угля резко возросла. Китай вступил в глобальную борьбу за ресурсы, его интересы распространялись повсюду, от Южной Америки до Африки.
По мнению китайского руководства, такая политика и в дальнейшем обеспечит экономический рост и социальную стабильность. Но некоторые чиновники и аналитики все же опасаются, что эта идея уже нежизнеспособна.
Десять лет назад, по оценкам властей, в Китае ежегодно отмечалось около 80 тыс. случаев различных социальных возмущений, сегодня - уже до 150 тыс. Причины: коррупция на местном уровне, злоупотребления и превышения должностных полномочий органами правопорядка, захват земель и ухудшение экологии. Наиболее частая проблема - загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями при поддержке региональных властей, которые стремятся "подкормить" ВВП, поскольку сегодняшнее руководство считает это единственным показателем экономического успеха. Новое строительство означает выведение из оборота сельскохозяйственных земель и переселение крестьян. Последние же часто недовольны компенсациями.
Один из чиновников финансового сектора так охарактеризовал сложившуюся ситуацию: "Это серьезный вызов, даже в большей степени серьезный, чем во время реформ 80-х и 90-х годов прошлого века. Тогда мы еще не знали, что такое капитализм. Сегодня каждый департамент правительства, каждый сектор экономики защищает свои интересы. И на центральном, и на местном уровне речь идет о контроле и получении прибыли от ресурсов. Реформа представляется уже гораздо более сложной задачей, так как касается уже не неизвестной нам области, а людей, которые отказываются от того, что им знакомо".
По материалам: РБК Украина